На анализе предыдущих глав, автор делает вывод, что законы Украины о налогообложении не содержат даже определений ключевых терминов, отсутствует норма об обязательности элементов налога, а такого элемента как «налоговая база» вообще нет в основных законах.
Украинское налоговое законодательство уже давно требует детального пересмотра и кодификации. Нормативно-правовая база налогообложения является сложной, неоднородной и нестабильной, а отдельные законодательные нормы - недостаточно согласованы. Из-за наличия в законодательных актах норм непрямого действия большое количество вопросов в сфере налогообложения регулируется подзаконными актами или остается на усмотрение контролирующих органов. Такое состояние правовой базы может быть оправдано на начальном этапе формирования налоговой системы, однако неприемлимо на данном этапе развития экономики.
Согласно Концепции реформирования налоговой системы Украины, принятой ещё в 2007 году, по налогу на прибыль были запланированы следующие изменения:
· Устранение экономически необоснованных разногласий между нормами Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» и положениями (стандартами) бухгалтерского учеты относительно определения и оценки доходов и затрат с целью создания условий для составления декларации о прибыли по данным бухгалтерского учета;
· Реформирование системы налогообложения предприятий финансового сектора экономики;
· Расширение действия общей системы налогообложения на всех субъектов хозяйствования;
· Освобождение эмиссионного дохода от налогообложения при совершении эмитентом первичного размещения ценных бумаг;
· Поэтапного снижения ставки налога до 20%;
· Обеспечение стимулирующей роли налоговой амортизации в обновлении основных фондов путем использования принципа «ускоренная амортизация» для приоритетных инновационных технологий;
· Внедрение инвестиционного налогового кредита с налога на прибыль предприятий на прибыль предприятий для субъектов хозяйствования, которые реализуют на территориях специальных (свободных) экономических зон и территориях приоритетного развития инвестиционные проекты;
· Стимулирование инвестиционной деятельности путем внедрения инвестиционно-инновационного налогового кредита с налога на прибыль предприятий для всех субъектов хозяйствования, которые осуществляют квалифицированное инвестирование инновационной направленности;
К сожалению, указанные пожелания пока не нашли своего дальнейшего развития в законодательстве Украины.
Что касается налогового кодекса Украины, то попытки его принятия предпринимались парламентами всех созывов. Например, пять альтернативных проектов находилось на рассмотрении народных депутатов Верховного Совета Украины ІІІ созыва. Именно этим составом парламента был почти принят один из проектов, а именно: внесенный 16 июня 2000 года Кабинетом Министров Украины. Но этот законопроект, по состоянию на декабрь 2001 года готовый к принятию в третьем чтении, не был рассмотрен в порядке третьего чтения ни парламентом третьего, ни четвертого созывов. И только спустя пять лет его судьба решилась, к сожалению, не путем принятия - 26 апреля 2006 года КМУ отозвал законопроект. С этого момента началась работа по подготовке правительством нового проекта Налогового кодекса. 18 апреля 2007 на заседании правительства проект такого акта был принят за основу. Ожидалось, он будет доработан с учетом замечаний органов исполнительной власти и к 15 мая 2007 года - передан парламенту, но и этого не произошло.
На сегодняшний день снова обещают, что новый Налоговый кодекс, разработанный в 2006-2007 гг., вступит в силу 1 января 2011 г. Премьер-министр утверждает, что он (кодекс) есть. В настоящий момент продолжается работа над новой редакцией. Редакция заключается в том, что изменились экономические условия. Если в 2007 г. Украина находилась на стадии подъема, экономического роста, то в настоящее время, естественно, стагнация и рецессия. Поэтому, кодекс должен содержать механизмы, которые способствовали бы выходу страны из кризиса и ускорению экономического роста.
Надеемся, что на этот раз Налоговый кодекс, всё таки, будет принят и устранит большее количество недоразумений и неточностей как налогообложения в целом, так и налогообложения прибыли в частности.
Что касается проблем налогообложения прибыли Российской Федерации, то начнем с того, что основное направление эволюции российского законодательства по налогу на прибыль в целом совпадало с аналогичными реформами в других странах. Однако, принципиальное отличие реформирования российской системы налогообложения прибыли от западной модели состоит в расширении налогооблагаемой базы за счет включения в нее новых объектов обложения и ограничения льгот и скидок. Ограничение размера совокупности применяемых льгот не более 50% налогооблагаемой прибыли, не говоря уже о частных ограничениях (по вычету убытков, на капитальные вложения).
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7