В НК РФ в 25 главе выделен ряд статей, определяющих налоговую базу и регулирующих особенности налогообложения для отдельных видов деятельности.
Налоговая ставка:
Статья 284 НК РФ устанавливает размер основной ставки налога на прибыль, а также размер ставок налога на прибыль для отдельных видов деятельности. На сегодняшний день основная ставка налога на прибыль - 20%
В Украине ставка налога регулируется статьей 10 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», а размеры ставок налога для отдельных видов деятельности указаны в статьях, посвященных налогообложению непосредственно этих видов деятельности. На сегодняшний день, основная ставка налога на прибыль в Украине - 25%
Автору кажется весьма немаловажным тот факт что, базовая ставка по налогу на прибыль в Украине, на сегодняшний день, превышает ставку на прибыль организаций в Российской Федерации на 5 %. Налоговое бремя, по-прежнему, так и остается для предпринимателей достаточно высоким.
В Украине этот налог является самым весомым среди налогов на капитал, а налоговая нагрузка на этот фактор - в наибольшей мере отличается не только от Российской Федерации, но и от других государств Восточной Европы.
В процессе реформирования украинской системы налогообложения и в контексте антикризисного регулирования экономики налог на прибыль предприятий привлекает особое внимание специалистов. Связано это со следующими обстоятельствами:
именно налог на прибыль имеет наибольший регулятивный потенциал, который в Украине используется явно недостаточно в сравнении с мировой практикой налогообложения.
В связи с этим одним из наиболее перспективных направлений развития этого налога является предусмотренное Концепцией реформирования налоговой системы Украины снижение ставки налога на прибыль предприятий с 25 до 20% аналогично российскому законодательству. При этом создаются предпосылки для того, чтобы налог на прибыль стал главным налогом, используемым для регулирования социально -экономические процессов на макро- и микроуровне.
Придание налогу на прибыль предприятий регулятивной направленности обусловливает необходимость включения в него инструментов налоговой поддержки инновационного развития, стимулирования эффективной занятости повышения действенности налоговых стимулов энергосбережения прежде всего, объемного и приростного налогового кредита.
Следующим проблемным вопросом является наличие существенных рас хождений между нормами Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятии» и национальными стандартами бухгалтерского учета относительно признания и оценки доходов и расходов. Эти расхождения приводят к существенным различиям налогооблагаемой прибыли и финансового результата деятельности плательщиков, что существенно усложняет процесс исчисления налоговых обязательств, администрирование и контроль за полнотой уплаты налогов.
Существенные резервы эффективной реализации и фискальной, и регулирующей функций налога связаны с реформированием системы налогообложения прибыли предприятий финансового сектора экономики (страховые организации, банки и другие финансовые учреждения). В этом направлении перспективным является переход от налогообложения дохода к налогообложению прибыли страховых организаций.
Украинский налог на прибыль предприятий является одним из немногих аналогичных налогов в мировой практике, в котором практически не используется регуляторный потенциал амортизационной политики, хотя базовый метод начисления амортизации - метод убывающего остатка - классифицируется как вариант ускоренной амортизации. В связи с этим целесообразным представляется применение ускоренной амортизации в качестве регулятора интенсивности процессов обновления основных фондов, применительно к приоритетным направлениям развития национальной экономики. В этом плане первоочередной задачей представляется применение ускоренной амортизации (как за счет повышения норм амортизации, так и за счет сокращения амортизационного периода и предварительного списания части стоимости основных фондов) к приоритетным инновационным технологиям.
Среди других направлений реформирования налогообложения прибыли предприятий следует также отметить:
■ необходимость возрождения налоговых льгот в виде инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль предприятий для субъектов хозяйствования, которые реализуют на территориях специальных (свободных) экономических зон и территориях приоритетного развития инвестиционные проекты;
■ пересмотр и повышение научной обоснованности нормативов отнесения отдельных затрат к составу валовых расходов (по нормируемым затратам);
■ противодействие скрытому экспорту капитала за счет ужесточения налогового режима операций с нерезидентами, расположенными в оффшорных зонах.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7