Сравнительная характеристика элементов налога, проблемы и перспективы развития налога на прибыль в Российской Федерации и Украине

Результаты анализ такого элемента как объект свидетельствуют о том, что в Российской Федерации объект налогообложения определяется в зависимости от его субъекта, в Украине объект налогообложения - общий для всех. В Налоговом кодексе РФ отсутствуют четкие дефиниции таких основных понятий как «доход» и «расход», а законодатель Украины использует понятия валовых расходов/доходов.

Что касается такого элемента налога, как налоговая база, то автор приходит к выводу об отсутствии какого-либо нормативного закрепления данного элемента налога на прибыль предприятий в Украине, т.к. ни Закон Украины «О системе налогообложения», ни Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» не содержит нормы, его регулирующие. В украинском законодательстве налоговая база прямо определена только применительно к НДС.

Сравнение налоговых ставок свидетельствует о том, что базовая ставка по налогу на прибыль в Украине, на сегодняшний день, превышает ставку на прибыль организаций в Российской Федерации на 5 %, так что налоговое бремя в Украине, по-прежнему, так и остается для предпринимателей достаточно высоким.

В целом, в налогообложении прибыли обеих стран определены общие проблемы. Это недостаточное использование регулятивного потенциала налога ни за счёт амортизационной политики, ни за счёт грамотного распределения налоговых льгот, недостаточное правовое закрепление основных дефиниций, а также экономически необоснованные разногласия между нормами законов и стандартами бухгалтерского учета.

Что касается Украины в частности, то в ней и вовсе не проведена реформа налогового законодательства, отсутствуют самые элементарные положения, такие как например положение об обязательном установлении всех элементов налога. Кроме прочего, законодательство изобилует большим количеством норм непрямого действия, что значительно усложняет работу с ним.

Украинское налоговое законодательство уже давно требует детального пересмотра и кодификации, однако неоднократные попытки принятия налогового кодекса так и не увенчались успехом. Пожелания по совершенствованию налога на прибыль, закрепленные концепцией реформирования налоговой системы ещё в 2007 году, так и не нашли своего дальнейшего развития, хотя по содержанию своему носят прогрессивный характер и направлены на введение инвестиционных стимулов и понижение ставки налога с 25% до 20%, аналогично российскому примеру.

Несмотря на некоторые недостатки главы 25 Налогового кодекса РФ, регулирующей налогообложение прибыли, всё таки, экономический каркас налоговой системы в Российской Федерации сформирован, и она не должна подвергаться в этом отношении серьёзным изменениям. Тогда как на первый план выдвигается задача улучшения правовой формы.

Перейти на страницу:
2 3 4 5 6 7