Итак, государственные внебюджетные фонды - это централизованные фонды государственных денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, предназначенные для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
.2 Специфика целевых бюджетных фондов порядок образования, режим деятельности
Целевые бюджетные фонды
- это фонды денежных средств, образуемые в составе бюджета за счет доходов целевого назначения (в порядке отчислений от конкретных видов налогов или иных поступлений) и используемые по отдельной смете по указанному целевому назначению. Отличается от внебюджетных фондов формально только тем, что их доходы и расходы должны быть учтены в целом в составе бюджета [19; c. 265].
Целевые бюджетные фонды появились в 1995 г. в качестве целевых источников финансирования отдельных государственных расходов по отдельным бюджетным статьям с целевыми поступлениями средств из различных источников. Включение целевых фондов в бюджет придает им официальные признаки бюджетных средств. По-иному, выделение целевого фонда в бюджете более наглядно отражает функцию перераспределения средств, чем простое их перемещение за рамки бюджета или их консолидации в бюджет.
Правовые основы целевых бюджетных фондов заложены в ст. 17 Бюджетного кодекса РФ. Здесь же даётся правовое определение целевому бюджетному фонду:
В силу статьи 118 Гражданского кодекса РФ, фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Гражданский кодекс РФ фонды выделяет в качестве юридических лиц. Исходя из этого, можно выделить следующие характерные признаки фондов:
) фонды относятся к некоммерческим организациям;
) фонды не являются членскими организациями;
) фонды могут учреждаться как физическими, так и юридическими лицами;
) фонды создаются на основе добровольных имущественных взносов;
) фонды должны осуществлять социальные, благотворительные, культурные и иные общественно полезные цели.
Все эти признаки относятся и к целевым бюджетным фондам РФ, с учётом того, что их учредителями выступают государственные органы или органы местного самоуправления.
Целевые бюджетные фонды создаются на федеральном уровне в силу федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год. Положения об этих фондах устанавливаются Правительством Российской Федерации. Возможно создание аналогичных фондов на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.
Источниками финансирования целевых бюджетных фондов являются:
) средства бюджетов;
) целевые поступления от отдельных видов налогов и сборов, закрепленных за целевыми фондами:
) доходы от реализации конфискованного имущества;
) платежи за загрязнение окружающей среды;
) штрафы и другие платежи, поступающие в соответствующий целевой фонд.
Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете непостоянен. В последние годы в состав бюджетов включены следующие
целевые фонды:
) дорожные фонды РФ (Федеральный дорожный фонд, территориальные дорожные фонды);
) экологические фонды РФ (Федеральный экологический фонд, территориальные экологические фонды);
) Федеральный фонд изучения, сохранения и воспроизводства биологических ресурсов;
) Государственный фонд борьбы с преступностью;
) Фонд развития таможенной системы РФ.
Из определения, данного целевым бюджетным фондам выше, можно заключить о том, что целевые бюджетные фонды имеют целевое назначение, то есть, их расходование направлено на достижение определённых экономических, социальных, благотворительных, культурных и иных общественно полезных целей. Для того, чтобы лучше понять рассмотрим их подробно.
Среди функционирующих целевых бюджетных фондов за последние 10 лет, можно выделить:
. Федеральный дорожный фонд Российской Федерации (упразднён с 1 января 2001 года);
. Федеральный экологический фонд Российской Федерации (упразднён с 1 января 2001 года);
. Федеральный фонд Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации (упразднён с 1 января 2001 года);