2) при добровольном медицинском страховании - отдельные граждане или предприятия представляющие интересы граждан.
В качестве страховых медицинских организаций выступают юридические лица, имеющие соответствующую лицензию и осуществляющие медицинское страхование. Страховые медицинские организации не входят в систему здравоохранения.
Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские, медицинские институты, другие учреждения и отдельные лица, имеющие соответствующую лицензию и оказывающие медицинскую помощь.
Медицинское страхование осуществляется на основе договора, заключаемого между страхователем и медицинским учреждением. Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор или который заключил договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис.
Гражданин РФ имеет право на следующее:
) выбор медицинской страховой организации, медицинского учреждения и врача;
2) получения медицинской помощи на всей территории РФ, в том числе за пределами постоянного места жительства;
) получение медицинских услуг в соответствии с условиями договора независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;
) предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещения причиненного по их вине ущерба независимо от того, предусмотрено это договором или нет;
) возврат части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условиями договора.
Источниками финансирования медицинского страхования являются:
) часть страховых взносов хозяйствующих субъектов и других организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законодательством;
2) средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и
бюджетов местного самоуправления, выделяемые на выполнение целевых программ;
) средства государственных и общественных организаций, предприятий;
4) личные средства граждан;
) безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования физических и юридических лиц;
) доходы от ценных бумаг, находящихся в распоряжении фонда медицинского страховании;
) кредиты банков и других кредитов;
) другие источники дохода.
Средства фонда медицинского страхования используется на следующие цели:
финансовое обеспечение медицинской помощи гражданам в соответствии с законодательными актами РФ;
обеспечение финансовой устойчивости системы медицинского страхования;
финансирование мероприятий по разработке и реализации целевых программ;
обеспечение профессиональной подготовки кадров сферы медицинского страхования;
финансирование НИР и развитие материально-технической базы учреждений медицинского страхования;
субсидирование конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию;
оплату особо дорогостоящих видов медицинской помощи;
финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;
оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф;
финансирование иных мероприятий в области медицинской помощи населению.
Фонд медицинского страхования ежегодно разрабатывает бюджет и готовит отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства РФ утверждаются федеральным законом в Государственной Думе РФ.
Финансовые средства фонда, не израсходованные в истекшем отчетном году, изъятию из фонда не подлежат, не учитываются при утверждении бюджета на очередной финансовый год и являются резервом фонда медицинского страхования.
Классификация внебюджетных фондов.
По экономическому содержанию внебюджетные фонды с момента своего возникновения делились на две большие группы:
) социальные фонды, к которым относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, фонды обязательного медицинского страхования, фонды социальной поддержки населения и др.;
) экономические фонды: дорожные, НИОКР и др.
В зависимости от правового статуса различают внебюджетные фонды:
) находящиеся в собственности федеральной власти - федеральные фонды;
) создаваемые по решению представительных органов субъектов Федерации и местных органов самоуправления - региональные фонды.
С конца 1993 г. большинство федеральных внебюджетных фондов, кроме социальных, были включены в федеральный бюджет. Однако за консолидируемыми бюджетными фондами сохраняется целевая направленность использования средств. Органам государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления рекомендовано включить собственно региональные фонды в соответствующие бюджеты. Необходимость объединения внебюджетных фондов с бюджетами вызвана недостаточным финансовым контролем за использованием их средств, поскольку налоговые органы по существу за поступлением этих средств ответственности не несут.