Этап прогнозирования последствий принятых решений характеризует основную идею планирования, которая выражается в проверке возможных последствий реализации планов с учётом уточнений планов, корректировок и изменений сценариев развития.
Функция планирования занимает центральное место в среди остальных основных функций, реализуемых в системе управления организацией (рис. 1.2.).
В процессе планирования экономические службы организации преобразуют поставленные цели в конкретные планы. Из рис 1.2. видно, что процесс финансового планирования представляет собой непрерывный цикл с прямой и обратной связью. Прямая связь выражается в разработке стратегии планов, их согласовании и контроле за исполнением. Обратная связь основана на результатах оценки исполнения планов, на основе которых осуществляется корректировка ранее разработанных планов и поставленных целей.
На заключительном этапе планирования осуществляется бюджетирование как процесс разработки различных оперативных бюджетов. Бюджетирование выражает основное содержание современной технологии финансового планирования. Оно строится таким образом, чтобы иметь возможность в едином информационном формате планировать и контролировать исполнение плана и оперативно оценивать отклонения фактических показателей от плановых.
Этот процесс оперативного принятия управленческих решений и корректировки текущих действий выражает основное эффективности системы управления финансами в динамической экономической среде. Процесс планирования трудоёмок и разнообразен. Он требует усилий всех специалистов и менеджеров организации.
Конечным результатом планирования является разработанная система долгосрочных, среднесрочных и текущих планов. Что касается системы планов в торговле, то она состоит из следующих комплексов:
1. Стратегический план является "вершиной всех планов", как правило, долговременный.
2. Текущее планирование представляет собой вид деятельности по разработке планов, ориентированных на поступление товаров и услуг на уже имеющиеся рынки.
Ни один замысел на свете не реализуется сам по себе. Для постановки бюджетирования необходимы не только грамотное решение методологических проблем, вдумчивое осмысление нужного инструментария финансового планирования, но и разработка соответствующих процедур.
Бюджетный регламент - это установленный в организации порядок составления (разработки), представления, согласования, консолидации (обработки и анализа), проведение план-факт анализа и оценки исполнения бюджетов различного уровня. Его составными элементами являются:
· принятый в организации бюджетный период, или как его ещё называют горизонт финансового планирования (срок на который составляется бюджет) и минимальный бюджетный период (т.е. разбивка отдельных планов на подпериоды внутри бюджетного периода);
· сроки и порядок разработки, представления, согласования, консолидации и утверждения, планов различных уровней;
· бюджетный цикл или шаг финансового планирования. Это период, по истечению составляются отчёты об исполнении ранее разработанных и утвержденных бюджетов, проводится план-факт анализа и осуществляется корректировка планов на оставшуюся часть бюджетного периода;
· периодизация бюджетного контроллинга (определение регламента план-факт анализа), т.е. системы внутреннего контроля и оценки исполнения плана, включающеё всю структуру формальных и неформальных процедур.
Главная задача бюджетного регламента - обеспечение возможности контролировать ход исполнения планов различных видов и уровней управления.
Первоначально составляются планы отдельных структурных подразделений организации. После чего составляется сводные бюджеты организации.
Основной принцип бюджетного регламента - скользящий график работы, предполагающий постоянную корректировку плановых наметок по мере окончания каждого месяца или квартала бюджетного периода. В этом собственно и заключается смысл непрерывного составления планов. Т.о. корректировка одного плана повлечёт за собою корректировку остальных планов.
В любой организации, где применяется процесс финансового планирования, должна быть создана система обеспечения, которая включает: кадровое, информационное, инструктивное и техническое обеспечение.
Под кадровым обеспечением подразумевается процесс подбора, подготовки и обучения кадров, занимающихся плановой работой. За ними закрепляются функции по решению задач по финансовому планированию. В эту систему входят руководители организаций, их заместители и администраторы.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5