В ходе Второй Мировой Войны лизинг стал широко распространенным средством финансирования поставок оборудования (в основном вооружений) за счет средств, предоставляемых в рамках правительственных контрактов. Так, 2 сентября 1940 года между правительствами США и Великобритании была оформлена сделка на аренду (лизинг) баз в восьми владениях Великобритании в обмен на американские эсминцы. Срок аренды был установлен на 99 лет. В настоящее время эти территории используются под военно-морские и воздушные базы для боевой подготовки и учений. В дальнейшем сделка с эсминцами послужила прецедентом для будущего законопроекта о ленд-лизе (leand-lease). Объемы поставок из США союзникам (в том числе СССР) по ленд-лизу составили более 49 миллиардов долларов. За период Второй Мировой Войны в числе ленд-лизовских поставок значились:
· военная техника: боевые самолеты, танки, зенитные орудия, бронемашины, средства связи, боевые корабли, катера, навигационное оборудование и т.д.;
· оборудование, имеющее применение как в военных, так и в граждан ских целях: угледобывающее, электро-энергетическое, металлургическое, химическое оборудование, технологические линии, грузовики, легковые автомобили, заводы с соответствующей технологией производства;
· материалы и сырье: нефтепродукты, цветные металлы (цинк, алюминий), горячекатаные сорта стали и т. д. [27. С.17].
Одновременно правительство США активно использовало так называемые контракты с фиксированной рентабельностью (cost plus contract). Дело в том, что в большинстве контрактов правительственным подрядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам. Эти подрядчики понимали, что большая часть их товаров или услуг необходима правительству, лишь пока идет война, и что, по всей вероятности, контракты не будут возобновлены после ее окончания. В данном случае промышленники сталкивались с риском не успеть восстановить свои издержки на оборудование, приобретенное для выполнения конкретного правительственного проекта. То есть предусматривалось, что риск будет минимизирован, если использовать аренду промышленного оборудования на срок, ограниченный договором о подряде (в противоположность покупке). В дальнейшем, когда требовались большие специализированные машины и инструменты, в роли лизингодателя выступало уже само правительство.
В настоящее время на долю США приходится половина всего мирового оборота товаров, поставляемых по такого рода сделкам. Наиболее крупными американскими лизинговыми компаниями являются: Bank Amerilase Group, Golodefz Trading Corp., Security Pacific Consider Corp.
Уже в 1986 году в США было предоставлено в лизинг оборудования на 85 миллиардов долларов (28 процентов всех инвестиций в оборудование в стране).
С 1986 года климат для лизинга на налоговой основе изменился, так как правительство увидело в нем «субсидию на благо другого государства» (или «экспорт налоговых льгот»). Налоговые льготы, введенные в период высокой инфляции, больше не рассматривались как эффективный инструмент стимулирования капиталовложений. Налоговая реформа значительно снизила экономическую выгоду лизинга в США, но, тем не менее, его развитие не остановилось.
В последнее время на западе растет значение соглашений по таким видам лизинга как возвратный (нефтяные танкеры, железнодорожные контейнеры, компьютеры, самолеты) и оперативный (транспорт, печатное оборудование и др.).
Как мы видим, в отличие от России такого рода операции за рубежом проводятся уже значительное время. Однако практически в каждой стране имеются определенные особенности такой деятельности, связанные как с местным законодательством, так и действующими рыночными отношениями. Причем, существенно может различаться и само понятие лизинга. Такая ситуация не могла не вызывать существенные трудности при осуществлении международных лизинговых сделок.
Перейти на страницу:
1 2 3 4