В русском языке термин лизинг произошел от английского слова «lease», что переводится как «аренда, договор об аренде». Такой дословный перевод не дает достаточно точного определения понятия лизинговых отношений. Поэтому в международной практике чаще применяется термин «финансовый лизинг» (иными словами - «финансовая аренда»).
Хозяйственные операции, по своей сути наиболее близкие современному лизингу, начали применяться в Англии. В этой ситуации необходимо учесть, что на протяжении столетий аренда движимого имущества согласно Английскому поземельному закону признавалась неправомочной. Однако на практике долгосрочная аренда такой собственности допускалась, так как во многих случаях была единственным доступным средством приобретения прав на использование земли (из-за жесткой системы земельного законодательства). Поэтому предметом аренды одновременно с землей чаще всего становились фермерское оборудование и лошади.
При этом одним из первых нормативных актов, регулирующих отношения, схожие с современными лизинговыми, был Закон (Устав) Уэльса 1284 года (Statute of Wales). В 1572 году в Великобритании был принят законодательный акт, разрешающий использовать только действительный, а не мнимый лизинг (аренду). Это означало, что законными признавались арендные договоры, подписываемые на разумных основаниях, так как к тому времени участились сделки, имеющие целью сокрытие истинного положения вещей - кто собственник, а кто владелец (пользователь) имущества [11. С.32].
С помощью лизинга с конца XIX века стали решаться не только вопросы расширения объемов продаж, но и защиты «ноу-хау» (например, при замене с 1877 г. компанией «Bell» продажи телефонных аппаратов на их аренду).
В начале XX века в Великобритании в связи с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в лизинг (в частности, лизинг локомотивов и железнодорожных вагонов). Такие сделки получили название договоров аренды-продажи.
Похожая ситуация с лизингом наблюдалась и в США. Так, еще в дневниках Джорджа Вашингтона имеются ссылки на проведение в 90-х годах XVIII века лизинговых операций с имуществом для судоходной компании «Potomac», в деятельности которой американский президент принимал финансовое участие.
Изначально лизинг в США классифицировался как независимый, поскольку он не управлялся ни финансовыми учреждениями, ни поставщиками оборудования, ни любой другой стороной. Лизинговые отношения базировались в основном на маленьком капитале, но вскоре возникла возможность посредством лизинга привлекать значительно большие средства для обслуживания клиентов, чем в сфере кредитования (и, естественно, намного более существенные, чем собственные) [25. С.41].
В начале XX века несколько американских компаний, специализирующихся на поставках в аренду железнодорожного оборудования осознали, что возрастающее число грузоотправителей не желает заниматься долгосрочным управлением или монопольным использованием вагонов, как это предусматривало предоставление оборудования в доверительное (трастовое) пользование. В результате они стали предлагать контракты с более коротким сроком действия. По окончании же контракта вагоны должны были возвращаться владельцу (арендатору, лизингодателю), который сохранял за собой право собственника. Таким образом, возникли основы операционного лизинга (впоследствии так стала называться и подобная форма арендного договора).
Почти в это же время родилась идея сдавать в аренду автомобили. Первоначально эта услуга называлась Drive-Your-Self. Так же называлась и компания, основанная пионером индустрии проката Уолтером Джекобсоном в Чикаго в 1918 году. Несколько позднее в 40-х годах торговый агент из Чикаго Золли Фрэнк впервые предложил новый тогда еще вид сделок - долгосрочную аренду (лизинг) автомобилей. Спустя полвека совокупные доходы от лизинга автотранспортных средств превысили 50 миллиардов долларов в год.
Перейти на страницу:
1 2 3 4