Мысль о перспективах вексельного рынка в связи с запуском нового инструмента долгового финансирования - биржевых облигаций никто из участников не сомневается в том, что не произойдет вытеснения векселей из структуры долговых портфелей как заемщиков так и кредиторов, что векселя и биржевые облигации - не конкуренты, не альтернатива, а сосуществующие возможности финансового инструментария предприятий и банков.
Основным фактором, влияющем на привлекательность векселя как формы заимствования, была и остается возможность очень быстрого привлечения денежных средств с рынка при отсутствии либо минимальной величине накладных издержек. Конечно, выпуск биржевых облигаций также не требует регистрации и поэтому свободен от связанных с этим издержек. Однако при этом к эмитентам биржевых облигаций предъявляется очень существенное требование - они должны быть открытыми акционерными обществами, акции которых должны быть включены в котировальные списки фондовой биржи. Учитывая строгие требования ФСФР и бирж к включению акций акционерных обществ в котировальные списки, а также к степени и глубине раскрытия информации, к соблюдению норм корпоративного поведения эмитентами биржевых облигаций могут быть только 62 акционерных общества, а потенциал роста включает еще 23 эмитента.
В настоящее время вексельный рынок никем не регулируется и не контролируется. В то же время он отметил, что инфраструктура, «правила игры», основные процедуры вырабатываются благодаря усилиям ведущих компаний, работающих на этом рынке. Думается, что оратор противоречит сам себе, так как разработка правил игры и их соблюдение - это и есть регулирование и контроль, причем самая зрелая его форма - саморегулирование и самоконтроль.
Эти функции исполняет Ассоциация участников вексельного рынка, отмечающая в этом году 14-летие своей деятельности. С этой целью АУВЕР разработала и приняла Стандарты АУВЕР, отражающие обычаи делового оборота в сфере вексельного обращения, а также создала механизм ответственности членов АУВЕР за исполнение принятых на себя обязательств и соблюдение деловой этики, включающий Кодекс мер дисциплинарного воздействия, систему Третейских судов для рассмотрения споров между участниками рынка, а также Комитеты по надзору и дисциплинарный. Ассоциация участников вексельного рынка по запросу организации - векселедателя либо организатора вексельной программы проводит экспертизу выдаваемых векселей (группы векселей, вексельной программы) на предмет их соответствия Стандартам АУВЕР и обычаям делового оборота в сфере вексельного обращения. По результатам экспертизы векселедателю выдается Свидетельство АУВЕР о соответствии данных векселей Стандартам Ассоциации и обычаям делового оборота в сфере вексельного обращения.
Однако, функция публичного привлечения краткосрочных (до 1 года) заемных денежных средств с рынка - не единственная и, пожалуй, не главная функция вексельного обращения.
Модель товарно-вексельного обращения позволяет существенно сократить дефицит оборотных средств предприятий реального сектора, не прибегая к внешним заимствованиям. Преодоление всевозможных препятствий можно связывать с организацией "билль-брокера" ("вексельного брокера"), который возьмет на себя функцию организатора вексельных потоков между предприятиями (векселедателями) и инвесторами (векселедержателями), а также домицилирование векселей. Целью товарно-вексельного обращения являются: перевод финансовых потоков из спекулятивного сектора в реальный сектор экономики, ускорение оборачиваемости оборотных средств предприятий и, как следствие, ускорение роста ВВП. Высказались за совершенствование инфраструктуры вексельного рынка: депонирование векселей, создание торговой системы с проведением поставок против платежей.
Перейти на страницу:
3 4 5 6 7 8 9