Налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ) в той или иной форме взимался
всегда: будь то церковная или светская десятина, барщина или оброк. В России,
как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников
доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный
доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.
Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из
самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в
государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из
самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов
населения. В развитых странах он составляет значительную часть доходов
государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в
Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17%.
В нашей стране НДФЛ занимает более скромное место в доходной части
бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет
средний уровень доходов или ниже. В последние годы его доля в бюджете не
превышала 12-13%.
Такая ситуация свойственна экономике переходного периода. Чтобы, с одной
стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой - упростить
налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению
налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы
(имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой
формы).
В идеале налог на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход
физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный
доход на территории страны. НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать
потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного
налогообложения является достижение оптимального соотношения между
экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими
словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально
справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам
налогоплательщиков от налогообложения.
Налог на доходы физически лиц платят люди из своего кармана. Однако очень
часто обязанность по удержанию и перечислению налога в бюджет ложится на фирмы.
В этом случае они выступают в роли налоговых агентов. Конечно, наше налоговое
законодательство оставляет желать много лучшего, но тем не менее его необходимо
досконально знать, особенно в части налогообложения физических лиц, т.к. это
касается каждого гражданина, так как всем известно, что “незнание законов не
освобождает от ответственности”. Лучше знать и платить меньше и правильно, а
для этого нужно знать законы страны, в которой живешь. Таким образом, определив
актуальность темы, можно сформулировать основную цель данной работы и
определить задачи.
Цель курсовой работы является исследование налогового администрирования
НДФЛ на примере конкретной организации, а также возможности его оптимизации.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть понятие о налоговом администрировании;
исследовать порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц;
проанализировать мероприятия по обеспечению своевременного исчисления,
удержания и перечисления налога на доходы физических лиц;
провести анализ налогового администрирования НДФЛ
на предприятии ОАО «Мартовское»;
исследовать планирование НДФЛ организации как метод налогового администрирования;
предложить направления совершенствования администрирования НДФЛ.
Объектом курсовой работы является предприятие ОАО
«Мартовское».
Предметом исследования - особенности исчисления налога на доходы
физических лиц.
налогообложение
администрирование доход физическое лицо
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОАСПЕКТЫ
АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДФЛ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ