После очистки рынка от "схем" страхования жизни и финансовых рисков применение любых средств оптимизации налогового бремени вызывает у плательщиков опасение, а у надзорных органов повышенное внимание.
Согласно п. 1 ст. 43 НК РФ дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.
Выплата доходов по дивидендам выгодна с точки зрения оптимизации зарплатных налогов.
Выплата дивидендов согласно ст. 236 НК РФ не образует налоговую базу по единому социальному налогу. Получаемые физическим лицом дивиденды подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 9%, а не 13%, которыми облагается получаемая зарплата (п. 4 ст. 224 НК РФ).
Налоговый недостаток дивидендов - необходимость их выплаты за счет чистой прибыли (после уплаты налога на прибыль).
Экономическая эффективность налогообложения заработной платы и дивидендов очевидна на примере нижеследующей таблицы 8.
Таблица 8 -Расчет экономической эффективности
Налоги |
Зарплата, % |
Дивиденды, % |
ЕСН |
26 |
0 |
НДФЛ |
13 |
9 |
Налог на прибыль |
24 |
24 |
Итого |
63 |
33 |
Возможность владения работником акциями (долями) в компании, в которой он работает, законодательством не только не запрещена, но и не ограничена.
В условиях современной рыночной экономики это один из наиболее активно используемых инструментов повышения заинтересованности работников в результатах деятельности компании.
Кроме того, возможность владения акциями предприятий, в которых работает сотрудник, прямо предусмотрена Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)".
Описанная схема вполне соответствует действующему законодательству, а также используется на практике. Несмотря на это, как и в предыдущем случае, не исключена возможность того, что в случае проверки контролирующими органами будет оспорено ее применение.
К недостаткам схемы необходимо отнести общеустановленный для обществ с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 28 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью") и акционерных обществ (п. 1 ст. 42 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах") порядок уплаты дивидендов по итогам либо года, либо квартала. Действующее законодательство не предусматривает возможности ежемесячной выплаты дивидендов. Существенным недостатком является также и то, что, передавая сотрудникам пакет акций, руководство компании рискует тем, что при увольнении сотрудника он унесет с собой и принадлежащий ему пакет акций, а также сделает невозможным прогнозирование самой прибыли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоги являются одним из ключевых инструментов государственной политики, затрагивающим важные стороны жизни общества и влияющим на решение стоящих перед государством задач. От современного состояния системы налогообложения во многом зависит характер экономических и социальных преобразований в стране. Отдельное место в налоговой системе занимает налогообложение личных доходов. Существование налога на доходы физических лиц объясняется необходимостью создания доходного источника бюджета любого государства, а также регулирования уровня доходов населения. Правильно построенная и отлаженная система налогообложения является основой для реализации функций государства, и эффективность налогообложения зависит от того, насколько правильно определены подходы к налогообложению доходов.
По предприятию мы провели анализ, и выявили динамику и структуру налоговых платежей, определила темпы роста налоговых платежей и прогнозное значение на 2011 год.