В попытках найти определения термина «налог» в законодательстве Украины, автор сталкивается с тем, что данное определение отсутствует. В Законе Украины «Про систему налогообложения» можно найти лишь определение родового понятия «налога и сбора (обязательного платежа)».
Согласно Закону Украины «Про систему налогообложения», под налогом и сбором (обязательным платежом) в бюджеты и в государственные целевые фонды следует понимать обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законами Украины о налогообложении.
Законы Украины о налогообложении, а в частности ЗУ «О налогообложении прибыли предприятий» также не содержат понятия конкретного налога. Указанный пробел является существенным для налогового законодательства Украины, поскольку отсутствует легальное определение ключевого термина для всей системы налогообложения, ведь определить понятия “налог” и “сбор”, адекватно отразив в определении их существенные признаки, - значит выявить категории обязательных платежей, входящих в налоговую систему, уяснить компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления в области установления и взимания такого рода платежей, ограничить налоги и сборы от других обязательных взносов в доход государства, например некоторых видов имущественных санкций.
Что касается публичного характера налога, то он проявляется, прежде всего, в законодательной форме его установления. Из содержания статей 57 Конституции РФ и 67 Конституции Украины следует, что установить налог можно только законом.
Статья 57 Конституции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют»
Статья 67 Конституции Украины: «Каждый обязан платить, налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом. Все граждане ежегодно подают в налоговые инспекции по месту жительства декларации о своем имущественном положении и доходах за истекший год в порядке, установленном законом»
Уплата налога строится на основе обязательности, что предполагает, во-первых, уплату налога вне зависимости от воли отдельного лица, обязанного его уплачивать (односторонний характер установления налога), и, во-вторых, изначальную определенность его содержания, что, в свою очередь, предполагает возможность существования налога лишь в правовой форме.
Налог уплачивается на основе безвозвратности, что предполагает, во-первых, не временное отвлечение средств налогоплательщика, а полное прекращение прав лица в отношении уплаченных денежных средств, во-вторых - отсутствие у налогоплательщика права требовать возврата законно уплаченных или взысканных сумм налога.
Налог является индивидуально безвозмездным платежом. Налогоплательщик, заплатив налог, не получает какой-либо материальной выгоды. В данном случае можно вести речь лишь о том, что налогоплательщик, в последствие, получит часть благ от выполнения государством своих функций. При этом государство действует в интересах всего общества, а не соразмерно интересам конкретного налогоплательщика. Государство осуществляет свои функции в равной степени в отношении всех членов общества независимо от размера уплаченных налогов.
Продолжая классифицировать налог на прибыль, следует отметить, что этот налог количественный, так как его величина непосредственно зависит от количества прибыли, которой хозяйствующий субъект располагает. Налог является общим, поскольку не имеет целью покрытие каких-либо определенных расходов. Он также является налогом регулярным, так как взимается с определенной периодичностью в течение всего времени осуществления плательщиком какого-либо вида деятельности, приносящей прибыль. По степени обложения он является пропорциональным, то есть тяжесть обложения не изменяется при изменении величины объекта.
Согласно НК РФ налог на прибыль является налогом федеральным, т.к. установлен НК РФ и является обязательным на всей территории государства.
В Украине же используется другой термин «общегосударственный», т.е. устанавливаются специальными законодательными актами центральной законодательной власти и также обязателен к выплате на всей территории.
Любой налог включает совокупность определенных взаимодействующих составляющих - элементов налога, каждый из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Требование к содержанию установления налога считается соблюденным, если в законе определены основные элементы юридического состава налога: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога (статья17 Налогового кодекса РФ).
Перейти на страницу:
1 2 3 4