Налогообложение прибыли - важнейший элемент налоговой системы любого государства с рыночной экономикой. Да и сам этот налог исторически является центральным в налогообложении хозяйствующего субъекта, поскольку показатель прибыли традиционно рассматривается как главная характеристика его деятельности. Облагая налогом прибыль, государство, по сути, облагает дифференциальную ренту, получаемую предприятием от удачного сочетания и использования факторов производства, изымая часть её в свою пользу. В этом смысле налог на прибыль есть некая плата хозяйствующего субъекта государству за создание последним соответствующих условий и инфраструктуры для успешного вовлечения этих факторов в процесс производства, это материальный эквивалент признания существенной роли государства в производственном процессе и его права на получение части прибыли.
Налог на прибыль является прямым налогом, то есть его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Заглянув глубже, необходимо отметить, что налог на прибыль уплачивается с действительно полученного дохода и отражает фактическую платежеспособность налогоплательщика, а значит, рассматриваемый налог считается личным прямым.
Исторически рычаги прямого налогообложения возникают ранее, чем косвенные налоги. Одной из древнейших податей была подушная или поголовная, общий личный прямой налог, которому подлежат все граждане безотносительно к их доходу. Прямые налоги имеют в своей основе личность, независимо от дохода; доходы, независимо от источников; имущество.
Прямые налоги составляют основу налоговой системы.
В них В.А. Лебедев видит форму налогов, через которые осуществляется непосредственная юридическая связь «между податным липом и казной, где последняя обращается с требованием уплаты к определенным, лично ей известным субъектам» Он же определяет их как налоги на капитал или на производство. Основываясь на положении Монтескье (чем в государстве больше развита гражданская свобода, тем больше чувствуются гражданами неприятные стороны прямых налогов), В.А. Лебедев характеризует соотношение между ими и косвенными налогами. Преимущества первых связаны с соотношением налогового давления и налоговой силы плательщиков, облагаемых объектов. «Прямые налоги составляют канву, на которой косвенное обложение выполняет свою работу индивидуального самообложения и облегчения; без прямых налогов - косвенные не имели бы твердой почвы, ни меры, ни границ»
Используя подходы Штейна, В.А. Лебедев делит прямые налоги по роду капитанов на три главные вида:
. Объектом первого рода налогов является вещественный капитал, и налоги при этом выступают в виде налогообложения отдельных видов дохода: поземельного, подомового. с капитальной ренты.
. Во втором случае объектом выступает самостоятельное проявление личного капитала: налогообложение личных заработков, жалованья, профессий.
. Объектом налогов третьего рода является совокупная деятельность вещественного, денежного и личного капитала в производстве, что выражается в промысловом налоге и выступает как в обложении промыслов, так и в обращении ценностей.
Уникальность налога на прибыль заключается также в том, что он, конечно же, при квалифицированном его построении, позволяет наиболее органично реализовать сочетание регулирующей функции с фискальной. Именно из-за этих фундаментальных преимуществ данный налог, несмотря на значительную сложность его нормирования, корпоративного исчисления и учёта, а также государственного контроля, был, есть и будет одним из самых востребованных в мировой практике налогообложения.
Применительно к налогу на прибыль отмечается сложность его правовой конструкции, что в большинстве случаев является следствием неточности и неопределенности используемых в законодательных актах формулировок, выражений и отдельных терминов.
Что касается современного российского законодательства, то сущностные признаки, характеризующие налог как правовую категорию, первоначально выработанные теорией налогового права, получили дальнейшее развитие в решениях Конституционного Суда РФ, а также нашли отражение в законодательном определении понятия «налог». В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса РФ «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»
Определение подчеркивает, что обязанность по уплате налога имеет публично-правовой характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти. Уплата налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества - она представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Именно с публично правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны такие сущностные характеристики налога, как законодательная форма его установления, обязательность и односторонний характер.
Перейти на страницу:
1 2 3 4