Современный подход к научным исследованиям и практике в области планирования характеризуется следующими моментами:
. Все чаще исходным пунктом планирования на предприятии становится видение будущего.
. Возрастает роль сценариев и потребность в их разработке для проверки и углубления видения, целей и стратегии предприятия.
. Расширяется каталог целей предприятия. Необходимо стремиться также к максимизации расчетной прибыли за период в рамках оперативного управления на базе стратегической линии развития предприятия.
. До уровня целей подняты рамочные (обязательные) условия или ограничения:
защита и улучшение окружающей среды;
использование новых прогрессивных технологий;
поддержка и защита принципов социально-рыночной экономики и демократического общественного устройства страны.
. В рамках оперативного управления все шире используется система управления на основе целевых издержек в рамках стратегического планирования.
. Предметом стратегического планирования становятся стратегии функциональных сфер деятельности и региональные стратегии.
. К главным задачам стратегического планирования на практике все в большей мере относят стратегически ориентированное формирование организационной и правовой структуры предприятия, системы управления с соответствующими руководящими кадрами, а также внутренних и внешних информационных и коммуникационных систем. Ориентированное на отдельные группы персонала управления на основе диалога становится важным условием идентификации предприятия.
. Все большее внимание уделяется процессам реализации и мониторинга стратегических планов.
. Интеграция техники и экономики облегчает и при помощи компьютеров повышает качество стратегического и оперативного планирования и контроля. Компьютерное планирование продуктов, программ и инвестиций, а также технико-экономическое планирование, является уже сегодняшней практикой планирования. Дело завтрашнего дня, интегрированное планирование с представлением на экране компьютера альтернативных продуктово-ассортиментных программ, планов мощностей, потоков ресурсов и финансовых потоков, а также расчетов стоимости предприятия.
. Усложнение традиционных управленческих задач, усиление комплексности управленческих функций требует постоянной гармонизации планов.
. Возможные изменения во внешней и внутренней среде предприятия требуют от руководителей системного мышления и анализа чувствительности плановых решений. На передний план выходит ориентированный на все стадии создания новой стоимости стратегический анализ и по процессный учет издержек.
. Стремление к совершенствованию планирования появляется на пути улучшения процесса его организации, синхронизации планирования стратегий с инвестиционным планированием, с одной стороны, и оперативного планирования с интегрированным годовым технико-экономическим (бюджетным) планированием, с другой стороны. Однако общими требованием остается избежание излишнего планирования (перепланирования).
. Повышение качества планирования и контроля за реализацией планов достигается, прежде всего, через привязанное к плановым целям стимулирование руководителей. Процесс согласования стратегических и оперативных плановых целей, от выполнения и перевыполнения которых зависит размер персонального дохода руководителей, совершенно определенно усиливает их мотивацию и одновременно ведет к лучшему формированию и достижению целей предприятия.
Успешное планирование требует соответствующей философии предприятия, согласно которой необходимы планирование и определенная культура предприятия, делающая это планирование возможным.
Важнейшими для эффективного бюджетирования являются следующие задачи:
программное обеспечение и взаимосвязь на каждом этапе работы;
правильное понимание принципов, на основе которых строятся системы бюджетного планирования. Нередко руководители рассматривают бюджетирование как инструмент сбора и обработки данных, а не как отличный метод управления компанией. Для всех работников самых разных рангов должны быть ясны принципы формирования бюджета предприятия, цели, задачи и возможности - естественно, для каждого - в своей сфере и на своем уровне;
планирование происходит не только в плановом отделе, а и в подразделениях компании, являющихся реальным источником возникновения доходов и расходов;
на предприятии должен быть разработан регламент бюджетного планирования - документально закрепленный порядок формирования бюджетов, в частности этапов подготовки, согласования и утверждения. Регламент описывает один полный цикл процесса оперативного планирования, ограниченный с одной стороны, установкой целевых показателей на оперативный период, с другой стороны - анализом уже достигнутых показателей. Это нужно для дисциплинирования самих планировщиков;
всегда нужно помнить, что перепланирование - штука неприятная и трудоемкая.
Перейти на страницу:
1 2 3