блок взаимных расчетов.
Следует отметить, что процесс создания финансово-бюджетного федерализма в России не закончился. Решается ряд проблем:
) полномочия всех уровней власти по расходам должны полностью соответствовать имеющимся у них полномочиям по доходам;
) передача расходов с бюджетов верхнего уровня на бюджеты нижнего уровня должна быть полностью компенсирована одновременно передаваемыми доходами;
) должны быть устранены встречные финансовые потоки, когда доходы, создаваемые на территории, изымаются в бюджет вышестоящего уровня, а затем в виде финансовой помощи, дотаций и субвенций передаются вниз;
) следует максимально сократить использование такой формы межбюджетных отношений, как средства, передаваемые по взаимным расчетам.
С этой целью следует:
более четко разграничить бюджетные полномочия между различными уровнями власти;
фиксировать в федеральных и региональных законодательных актах согласованные пропорции в совместных налогах;
создать более эффективный механизм корректировки диспропорций в формировании территориальных бюджетов;
создать механизм межбюджетных отношений, основанный на принципах прозрачности, гласности, равенстве возможностей получения помощи и льгот для всех территорий;
внедрить в практику формирования территориальных бюджетов нормативно-расчетные методы, основанные на разработке исполнительными органами власти и утверждении представительными органами власти минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм.
Основу бюджетного федерализма составляет разграничение предметов ведения и полномочий
Российской Федерации и ее субъектов, заложенные в Конституции Российской Федерации.
Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ - в местные бюджеты.
Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации
млрд. рублей
Показатель |
2009 год |
2010 год |
Доходы, всего |
13 552,5 |
14 994,1 |
%% к ВВП |
34,7 |
33,4 |
Федеральный бюджет |
7 337,8 |
7 783,8 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
3 789,2 |
5 251,1 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
1 656,4 |
2 409,3 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
5 923,6 |
5 832,0 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
4 437,5 |
4 665,1 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
479,1 |
502,8 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
120,8 |
135,9 |
Расходы, всего |
16 330,6 |
17 575,7 |
%% к ВВП |
41,8 |
39,1 |
Федеральный бюджет |
9 660,1 |
10 212,4 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов |
6 386,7 |
6 290,3 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
3 587,2 |
5 000,7 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов |
3 478,6 |
4 897,5 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
6 252,9 |
6 166,3 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов |
5 986,2 |
5 885,1 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
479,1 |
502,8 |
Дефицит (-) /профицит (+), всего |
-2 778,1 |
-2 581,6 |
%% к ВВП |
-7,1 |
-5,7 |
Перейти на страницу:
1 2 3 4