Конституцией Российской Федерации 1993 г. закреплено федеративное устройство нашего государства, которое основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Субъектами Российской Федерации являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург.
В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, в том числе в области бюджета. Каждый субъект Федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения.
Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.
Финансово-бюджетный федерализм - это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.
Финансово-бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.
Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:
) законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;
) обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
) обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;
) наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;
) самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности бюджетного процесса, в том числе в определении направлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти и т.д.
Бюджетный федерализм в Российской Федерации предполагает:
разделение налоговых полномочий и налоговой базы (утверждается Налоговым кодексом Российской Федерации),
возможность осуществления трансфертов для финансовой поддержки субъектов Российской Федерации,
дотации, субвенции, субсидии, целевую помощь бюджетам других уровней бюджетной системы,
взаимные расчеты между бюджетами различных уровней (межбюджетные ссуды, кредиты).
Российская система бюджетного федерализма включает:
четыре независимых уровня бюджетов,
налоговый федерализм как систему федеральных, региональных и местных налогов,
блок финансовых трансфертов, т.е. финансовой поддержки регионов,
блок федеральных программ по развитию регионов,
блок целевых бюджетных фондов,
блок дотаций, субвенций и субсидий,
Перейти на страницу:
1 2 3 4