В.Ф. Протасов и А.В. Протасова определяют себестоимость как синтетический показатель, в котором также отражены результаты внедрения новой техники и технологии, уровень производительности труда, расходование материальных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
П.Н. Шуляк трактует: «Себестоимость продукции (работ, услуг) - важнейший показатель работы предприятия. Он выявляется в ходе производственного планирования и используется в финансовом планировании для определения прибыли, рентабельности всего объема реализуемой продукции и отдельных ее видов» [26, c. 270].
Себестоимость
- стоимостная оценка расхода или оплаты ресурсов, использованных или привлеченных предприятием для
производства или приобретения оцениваемого объекта [13, с. 312].
Стоимость продукции представляет собой совокупность затрат предприятия на производство и реализацию изготовленной продукции.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию финансовых и материальных возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.
Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:
полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;
затраты на рубль товарной продукции;
себестоимость сравнимой товарной продукции;
себестоимость отдельных изделий;
отдельные элементы и статьи затрат.
Учет затрат и отражение их на отдельных статьях калькуляции осуществляются в порядке, установленном в отраслевых Инструкциях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).
Источниками информации себестоимости являются: ф. №5-з «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые к отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д. [20, c. 185].
Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.
Для планирования и учета, а также для изучения структуры себестоимости продукции все затраты на ее производство и реализацию группируются по экономическим элементам затрат и по калькуляционным статьям расходов.
При поэлементной классификации расходы группируются по характеру их образования, независимо от целевого назначения и места их возникновения. Согласно положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному постановлением Правительства РФ от 05/08/92 №552 (с дополнениями 1995 и 1998 г.), предусматривается следующая группировка расходов по элементам.
Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов, сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и др.).
Затраты на оплату труда.
Отчисления на социальные нужды.
Амортизация основных фондов.
Прочие затраты (арендная плата, страховые платежи, проценты по кредитам, налоги, включаемые в себестоимость, отчисления во внебюджетные фонды и др.).
Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес заработной платы сокращается в том случае, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что свидетельствует о повышении уровня кооперации и специализации [20, c. 186].
Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям - калькуляции, указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.
Затраты на производство продукции составляют наибольший удельный вес во всех расходах предприятия. Предприятия также производят затраты на реализацию (сбыт) продукции, т.е. осуществляют внутрипроизводственные или коммерческие расходы (транспортные, упаковка, хранение) и т.д. Все вместе это составляет полную или коммерческую себестоимость продукции.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6