Обращаясь к вопросам управления государственным кредитом, необходимо отметить, что говорить о существовании единой, целостной системы управления государственным долгом, на наш взгляд, пока еще преждевременно. Необходимо отметить, что существующая система органов управления государственным долгом не лишена ряда недостатков, к которым в первую очередь необходимо отнести отсутствие четкого и юридически оформленного взаимодействия органов государственной власти в процессе осуществления управления. Кроме того, применяемый органами власти механизм управления государственным активным долгом на законодательном уровне не нашел отдельного закрепления. Отсутствие законодательно установленных способов управления активным долгом, на наш взгляд, ведет также к несогласованности в политике управления государственным кредитом. В этой связи, на наш взгляд, в законодательстве необходимо наряду с инструментами управления пассивным долгом установить инструменты (способы) управления активным долгом.
Для устранения законодательных пробелов отдельное внимание следует уделить установлению в законодательстве легального определения понятия "управление госдолгом", конкретизировав ее применительно к активному и пассивному, внешнему и внутреннему долгу.
В целях достижение полного учета государственной задолженности представляется целесообразным ввести в объем государственного долга наряду с термином "основной (номинальный) долг", термины "проценты, начисляемые на основной долг", "штрафные санкции (пеня, неустойка)".
В связи с активным вовлечением в долговую политику "новых" инструментов управления госдолгом и отсутствием их законодательного регулирования, необходимо на уровне закона закрепить "новые" способы управления, а также определить цели и условия их применения.
В целях совершенствования системы управления долгом в части учета и регистрации государственных заимствований Правительству Российской Федерации необходимо во исполнение статьи 121 Бюджетного кодекса Российской Федерации разработать нормативный акт, в котором должны быть определены состав, порядок и сроки предоставления информации для внесения в Долговую книгу соответствующими органами власти. Отсутствие в настоящее время данного нормативно-правового акта ведет к тому, что информация в долговую книгу предоставляется не по мере возникновения обязательств, а также в объеме, который затрудняет объективный учет и регистрацию.
В заключение необходимо отметить, что в последнее время среди ученых юристов и практиков все чаще встает вопрос о принятии отдельного закона о государственном долге. Необходимо отметить, что подобного рода нормативные акты приняты в ряде зарубежных государств, например, в республике Болгария, на Украине, а также на уровне субъектов Российской Федерации. Однако, на наш взгляд, не столь важно как будут оформлены необходимые изменения - путем принятия отдельного федерального закона или путем внесения изменений и дополнений в действующий Бюджетный кодекс Российской Федерации. Главное, чтобы насущные изменения нашли свое полное и своевременное отражение, что, в конечном счете, будет способствовать совершенствованию функционирования механизма государственного кредита.