Проведенное дипломное исследование позволило сделать ряд теоретических и практических выводов, которые сводятся к следующим основным положениям:
Государственный кредит и вопросы его правового регулирования - один из насущных современных вопросов нашего государства, что подтверждает проведенный анализ законодательства в сфере долговой политики.
В современный период развития законодательство в сфере регулирования государственного кредита сделало значительный шаг. В сфере регулирования заемно-кредитной политики и управления ею сложилась достаточно полная и стройная иерархия нормативно-правовых актов. Финансово-правовые нормы получили отражение в Конституции Российской Федерации, в Бюджетном кодексе РФ, законах и иных подзаконных актах.
Среди этих финансово-правовых норм можно выделить материальные и процессуальные нормы. Первые закрепляют материальное содержание (состав) государственного кредита - формы, виды государственного долга Российской Федерации и внешних долговых активов Российской Федерации, отдельные виды государственных ценных бумаг, устанавливают органы и инструменты управления госкредитом. Вторые - регулируют порядок осуществления заимствований, порядок эмиссии государственных ценных бумаг, порядок привлечения и предоставления кредитов, оформления государственных гарантий, определяют механизмы управления долговой политикой государства. Финансово-правовое регулирование государственного кредита характеризуется усилением его взаимосвязи с другими институтами и подотраслями финансового права. Это очевидно в отношении бюджетного и банковского права, правового регулирования валютных отношений, денежного обращения, безналичных расчетов.
Одновременно усиливается взаимосвязь государственного кредита с другими отраслями российской правовой системы: конституционным, административным, гражданским, международным правом. Это позволяет сделать вывод о межотраслевом, комплексном характере правового регулирования государственного кредита в рамках российской системы права. Полагаем, что при регулировании отношений госкредита нельзя отрицать роль административного и гражданского права, но в системе регулирования они носят факультативный характер. Разграничение финансового и административного права должно быть построено на основании принадлежности регулируемых отношений к финансовой деятельности государства. Разграничение финансово-правовых и гражданско-правовых норм может быть осуществлено по субъектному критерию. Отношения, в которых будут участвовать только частные лица станут предметом регулирования гражданского права, а отношения с участием государства - предметом финансового права.
Обращаясь непосредственно к финансово-правовой сущности государственного кредита в современных условиях, следует отметить, что на сегодняшний день, на наш взгляд, происходит формирование новой подотрасли финансового права, которая традиционно называется "государственный кредит". Новая подотрасль включает в себя как минимум три относительно самостоятельных финансово-правовых института: институт правового регулирования государственного долга, институт правового регулирования государственного кредитования, а также институт правового регулирования управления государственным кредитом.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8