В современных условиях ведения бизнеса становится очевидным, что предприятия и компании для выживания и сохранения долгосрочной конкурентоспособности должны постоянно корректировать свою деятельность с учетом требований окружающей действительности. Новые условия ведения бизнеса предполагают постоянную готовность к переменам.
Внешняя среда организации меняется все быстрее и все более непредсказуемо. Но при этом каждое изменение несет не только угрозы, но и новые дополнительные возможности для достижения будущего бизнес-успеха. Организация должна обладать способностью к правильной и своевременной трансформации структуры своего бизнеса, постоянно проводить адекватные стратегические и оперативные изменения.
Необходимость финансового оздоровления большинства российских предприятий вызвана кардинальным изменением условий хозяйствования, переходом от командно-административных методов функционирования к новым рыночным методам.
В практике антикризисного управления используются различные методические подходы, позволяющие решить проблемы оздоровления организации.
Программа антикризисного финансового оздоровления включает в себя ряд комплексных блоков мероприятий, реализация которых позволит существенно повысить эффективность деятельности организации (рисунок 5).
Рисунок 5 - Программа антикризисного финансового оздоровления
Ключевая задача финансового оздоровления предприятий в рамках активной стратегии - освоение новых рынков сбыта, в обеспечение которой реализуются меры по проведению маркетинга. Освоение новых рынков сбыта осуществляется как за счет продвижения на новые территориальные рынки традиционной продукции, так и путем освоения новой продукции для выхода на новые продуктовые рынки. Оба направления влекут за собой решение задачи повышения качества выпускаемой продукции и снижения ресурсоемкости на основе технологического перевооружения[3].
Практикой антикризисного управления сформированы четыре комплексных блока мероприятий по реформированию организации в целом:
- мероприятия по реорганизации производства;
- мероприятия по реорганизации финансов;
- мероприятия по реорганизации системы управления;
- мероприятия по реорганизации системы обеспечения и сбыта.
Все четыре комплексных блока мероприятий направлены на структурную перестройку системы производственной, финансовой, снабженческо-сбытовой и управленческой деятельности организации с учетом критико-аналитической оценки экономического состояния организации.
Каждый из комплексных блоков мероприятий состоит из позиций, в которых имеют место или могут возникнуть в будущем проблемы наступления кризисных явлений.
Блок "Реорганизации производства" включает в себя следующие позиции: основные фонды; технология производства; выпуск продукции; запасы; прямые затраты; кооперация в выпуске продукции; технологическое развитие производства.
В блоке "Реорганизации финансов" рассматриваются: доходы; расходы; долги организации; долги других организаций; капитал; ценообразование; денежные расчеты; распределение прибыли.
В блоке "Реорганизации системы управления" рассматриваются: реорганизация организации; производственная структура; структура аппарата управления; кадры; информационное обеспечения.
Блок "Реорганизация системы обеспечение и сбыта" включает в себя: материально-техническое обеспечение; сбыт продукции; маркетинг; договорные и юридические отношения.
Каждый из вышеприведенных блоков состоит из более мелких под элементов, необходимых для функционирования производственно-хозяйственной деятельности организации. Состояние именно этих элементов необходимо учитывать при анализе деятельности организации.
Для разработки конкретных мер финансового оздоровления организации необходимо дополнительно проводить более детальное обследование отдельных сторон ее деятельности с использованием специальных анкет.
Основная цель формирования анкет состоит в том, чтобы при их заполнении работники аппарата управления, линейные работники на первом этапе смогли бы сформулировать предварительные ответы для принятия дальнейших решений.
Эти блоки разработаны для того, чтобы при анализе отклонения в деятельности организации было проще выйти на причины и факторы, вызывающие эти отклонения. А в дальнейшем, поняв механизм возникновения возмущений, разработать систему мер для повышения эффективности деятельности организации.
Перейти на страницу:
1 2 3