Бизнес-план - основной документ, разрабатываемый предприятием и представляемый инвестору (кредитору) по реальному инвестиционному проекту или проекту санации данного предприятия при угрозе его банкротства. В данном документе в краткой форме и общепринятой последовательности разделов излагаются ключевые параметры проекта финансовые показатели, связанные с его реализацией.
Смета - форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей, например смета затрат на производство и реализацию продукции, составляемая на год с поквартальной разбивкой.
Значение внутрифирменного финансового планирования заключается в следующем:
намеченные стратегические цели предприятия преломляются в форме финансово-экономических показателей: объем продаж, себестоимость проданных товаров, прибыль, инвестиции, денежные потоки;
устанавливаются стандарты для поступления финансовой информаций в форме финансовых планов и отчетов об их исполнении;
определяются приемлемые границы финансовых ресурсов, необходимых для реализации оперативных и долгосрочных планов предприятия;
оперативные финансовые планы (на месяц, квартал) предоставляют полезную информацию для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии.
В современных условиях роль финансового планирования принципиально изменилась по сравнению с той, что была в централизованно управляемой экономике. Теперь предприятия сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять своё финансовое положение сегодня и на ближайшую перспективу, во-первых, для того чтобы преуспеть в своей хозяйственной деятельности; во-вторых, чтобы своевременно выполнять обязательства перед бюджетной системой, социальными фондами, банками, другими кредиторами и тем самым оградить себя от штрафных санкций. В этих целях целесообразно заранее рассчитывать доходы и расходы, прибыль, учитывать последствия инфляции, изменения рыночной конъюнктуры, нарушения договорных обязательств партнерами. Ключевой целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков, формируемых за счет собственных, заемных и привлеченных с фондового рынка источников.
Финансовый план взаимосвязан с другими разделами бизнес-плана, т.е. с планами по производству продукции, закупкам материальных ресурсов, инвестициям, исследованиям и разработкам; рекламе и т.д. Назначение финансового плана - прогноз среднесрочной и долгосрочной финансовой перспективы, а также определение текущих доходов и расходов. Среднесрочный финансовый план составляется, как правило, на год с распределением показателей по кварталам, долгосрочный - на ближайшие два-три года, текущий - на квартал, с помесячной разбивкой доходов и расходов.
Важнейшие объекты финансового планирования:
- выручка от реализации проданных товаров (услуг, работ);
- прибыль и ее распределение по соответствующим направлениям;
- фонды специального назначения и их использование (например, резервный фонд в акционерных обществах);
- объем платежей в бюджет и в социальные фонды;
- объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;
- плановая потребность в оборотных активах;
- объем капитальных вложений и источники их финансирования и др.
В условиях конкурентной среды и прогнозируемого рынка сбыта товаров большое значение имеют перспективные финансовые планы, выходящие за рамки одного года (на 2-3 года вперед), например разработка бизнес-плана инвестиционного проекта. В любом случае основой финансовой стратегии предприятия остаётся самофинансирование. Оно складывается из собственных источников (чистой прибыли и амортизационный отчислений - более 50% от объёма денежных ресурсов), привлеченных средств, а иногда и государственных. Однако привлеченные средства (например, кредиты ков), являясь платными, существенно снижают рамки самофинансирования предприятия. Необходимость повышения доли собственных средств в общем объеме финансовых ресурсов должна побуждать предприятие осуществлять более гибкую техническую, кадровую, маркетинговую и финансовую политику.
Перейти на страницу:
1 2 3