Понятие "планирование деятельности предприятия" может быть охарактеризовано с двух сторон: во-первых, с точки зрения теорий фирмы и ее природы; во-вторых, конкретно-управленческой как одной из функций финансового менеджмента, т.е. умение предвидеть будущее фирмы и использовать на практике это предвидение. Оба аспекта планирования тесно взаимосвязаны. Возможность и необходимость планирования как определенного вида деятельности управленческого персонала обусловлены потребностями хозяйственной деятельности. С помощью планирования сводятся к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия для хозяйствующих субъектов. Кроме того, устраняются излишние трансакционные издержки внутри фирмы по торговым сделкам (контрактам), например, на поиск покупателей и поставщиков, проведение переговоров о предмете сделки, оплату услуг консультантов и др.
В процессе планирования можно оценить:
) уровень развития предприятия (экономический потенциал) и результаты его финансово-хозяйственной деятельности;
) объем ресурсов (включая и финансовые), при которых могут быть достигнуты цели предприятия;
) отдачу вложенных предприятием в конкретные инвестиционные программы (проекты) средств.
На основе системы долгосрочных и оперативных планов осуществляются организация запланированных работ, мотивация персонала, контроль результатов и их оценка на базе плановых показателей. Предприятие не в состоянии устранить предпринимательский риск, но может снизить его негативные последствия с помощью прогнозирования. Как показывает практика развитых стран, использование планирования создает для корпорации следующие преимущества:
дает возможность подготовиться к будущим неблагоприятным условиям в рыночной конъюнктуре;
позволяет оценить возникающие проблемы;
стимулирует менеджеров к реализации своих решений;
улучшает координацию действий между структурными подразделениями предприятия;
обеспечивает предприятие полезной для него информацией;
способствует более эффективному использованию ресурсов и усилению контроля в корпорации.
Разработка предприятиями финансовых планов (бюджетов) занимает важное место в системе мер по стабилизации их денежного хозяйства. Определим с финансовым основные понятия, связанные с планированием. Финансовый план - обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Он включает в себя составление операционных и текущих бюджетов, а также прогнозы финансовых ресурсов на два-три года. В России он обычно составлялся в форме баланса доходов и расходов (на квартал, год, пятилетие).
Бюджет предприятия - оперативный финансовый план, составленный, как правило на период до одного года, отражающий расходы и поступления средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике управления финансами фирмы используются два основных вида бюджетов - оперативный (текущий) и капитальный.
Бюджетирование - процесс разработки конкретных бюджетов и соответствии с целями оперативного планирования (например, платежный баланс на предстоящий месяц).
Бюджетирование капитали - процесс разработки конкретных бюджетов управлению капиталом предприятия - источниками формирования капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса), например прогноз баланса активов и пассивов на предстоящий период.
Бюджетный контроль - текущий контроль за исполнением отдельных показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.
Бюджет по балансовому листу - один из ключевых видов оперативного финансового плана предприятия, отражающий прогноз активов и пассивов бухгалтерского баланса на конец предстоящего квартала. Целью разработки бюджета по балансовому листу является определение возможности прироста отдельных активов за счет предполагаемых источников финансирования по пассиву баланса. С помощью этого документа обеспечивается финансовая устойчивость предприятия в прогнозном периоде.
Перейти на страницу:
1 2 3