С целью снижения издержек администрирования и уменьшения вносимых налоговой системой искажений нами предлагаются следующие меры:
налогообложение всех видов доходов по единой ставке;
интеграция налога на прибыль с подоходным налогом, чем обеспечивается однократное налогообложение прибыли предприятий;
меры по совершенствованию базы налогообложения, предусматривающие минимизацию искажающих эффектов, связанных с базой налога, но с учетом необходимости создания препятствий для уклонения от уплаты налога.
Администрирование налога должно происходить на уровне предприятий, потому что именно там осуществляется большая часть удержаний у источника. Администрирование потребует меньших усилий, т.к. налоговым органам придется контролировать меньшее количество налогоплательщиков, и доходы в бюджет будут собираться с помощью удержания налога у источника. Налогообложение компенсаций за труд, согласно предлагаемому нами порядку, должно главным образом осуществляться путем удержания налога у источника выплаты. Дивиденды будут облагаться интегрированным корпоративным налогом, а окончательный налог с процента должен удерживаться у источника. Сочетание налогов, удерживаемых у источника выплаты за услуги, не связанные с трудовой деятельностью, и налогов, удерживаемых у источника выплаты вознаграждений за труд, создаст единую систему налогообложения физических лиц. Сумма налога будет правильной, если будет действовать всего одна ставка в сочетании с большим числом освобождаемых от уплаты налога лиц и возможностью подачи деклараций для тех, кто имеет право на возмещение. Единая ставка должна применяться ко всем выплатам физическим лицам, которые будут включать также заработную плату и дивиденды. При этом ставка должна применяться не к начисленной заработной плате, а к расходам работодателя на оплату труда, включая подоходный налог и совокупные платежи в социальные фонды.
Налогообложение различных видов доходов по единой ставке уменьшит стимулы к легальному и нелегальному уходу от налогообложения, обеспечит нейтральность в отношении формы предпринимательской деятельности, упростит издержки соблюдения законодательства и контроля за его исполнением.
Важным моментом является контроль за правильностью исчисления налога на прибыль. При этом важным необходимо считать следующие шаги.
Первым шагом проведения предварительных аналитических процедур может стать запрашиваемая у проверяемого налогоплательщика следующая информация: учетная политика организации для целей бухгалтерского и налогового учета, регистры бухгалтерского учета, предназначенные для систематизации и накопления информации о постоянных и временных разницах по доходам и расходам, налоговым обязательствам (активам) и аналитические регистры налогового учета, сформированные в соответствии с НК РФ.
Вторым шагом, полученная информация анализируется на предмет установления расхождений в определении базы по расчету прибыли для бухгалтерского учета и для целей налогообложения, возникающая из-за разницы в оценке и признании доходов и расходов, активов, обязательств.
Третьим шагом может стать запрос проверяющим у налогоплательщика информации о наличии постоянных отрицательных разниц. Эти операции определяют уменьшение налогооблагаемой прибыли по сравнению с бухгалтерской прибылью.
Если в процессе контроля объекта проверяющими будут выявлены отклонения, превышающие допустимый уровень, то возникнет целесообразность подвергнуть аналитическим процедурам объекты, непосредственно связанные с «проблемными». Такой подход позволит установить причины отклонений и предотвратить их повторное появление. Кроме того, в каждой текущей процедуре контроля предполагается использование информации об отклонениях, выявленных предыдущими процедурами контроля этого же объекта.
Необходима методика предварительных аналитических процедур при проведении налогового контроля по налогу на прибыль, представленная в виде следующих блоков:
анализ соответствия отдельных расчетных показателей по формам бухгалтерской и налоговой отчетности с целью выявления источника этих различий и арифметических ошибок при их заполнении;
анализ значительного расхождения сумм бухгалтерской и налоговой прибыли, отдельных составляющих по показателям доходов и расходов от реализации и внереализационных доходов и расходов, указанных налогоплательщиком в составе показателей бухгалтерской и налоговой отчетности с целью принятия решения о необходимости детальной налоговой проверки выделенных операций и всех иных аналогичных операций;
выявление и конкретизация причин возникновения нарушений по налогу на прибыль.
Таким образом мы рассмотрели проблемы и пути совершенствования налогового администрирования налога на прибыль организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие заключения.