Высокие процентные ставки препятствуют росту деловой активности, удорожая капитал и отвлекая его в финансовые спекуляции, и снижают платежеспособный спрос населения, отодвигая его в неопределенное будущее. Поэтому они порождают спад производства. Попытки государства противостоять спаду путем даже небольшой и тайной кредитно-денежной эмиссии стимулируют непропорционально высокие инфляционные ожидания населения, "бегство от денег", обесценение денежной массы, неплатежи и рост цен и самих процентных ставок.
За 2005 - 2007 гг. ставка была снижена с 13 до 10% годовых, что стало фактором, усилившим инфляционные процессы. Кроме того, существенно были снижены нормативы обязательных резервов для кредитных учреждений, что также увеличило денежную массу. Например, в 2007 г. в очередной раз ЦБ РФ разморозил резервы и за счет этой меры дополнительно выпущено в оборот денег на сумму более 200 млрд руб.
В 2008 году курсовая политика Банка России проводилась с учетом необходимости сдерживания инфляционных процессов и предотвращения неоправданно резких колебаний в динамике обменного курса рубля. При этом реализация режима управляемого плавающего валютного курса позволяла смягчить влияние внешнеэкономической конъюнктуры на состояние российской финансовой системы в условиях сохраняющейся нестабильности на мировых финансовых рынках. На рисунке Г.1 [Приложение Г] изображена динамика официальных курсов доллара США и евро.
Вместе с тем в апреле 2008 года возобновление чистого притока частного капитала обусловило усиление тенденции к укреплению рубля и, соответственно, активизацию операций Банка России на внутреннем валютном рынке.
В целях совершенствования механизма реализации денежно-кредитной политики и формирования условий для введения режима таргетирования инфляции Банк России с 14 мая 2008 года приступил к осуществлению операций по плановой покупке иностранной валюты на внутреннем рынке.
Согласно результатам эмпирических межстрановых исследований, высокая инфляция, как правило, возникает на фоне бюджетного дефицита. Более широкие последствия слабой бюджетной политики не всегда можно обнаружить статистически, поскольку иногда их удается отодвинуть в будущее, финансируя бюджетный дефицит не путем печатания денег, а за счет заимствований. [10]
Согласно исследованию проведенному Л. Катао и М. Терронза, для стран, не относящихся к развитым, (со средним уровнем инфляции и размере около 50%) сокращение бюджетного дефицита, измеренного в процентах к ВВП, на 1 процентный пункт снижало инфляцию на 8,75 процентных пунктов. При этом статистически значимая зависимость между инфляцией и дефицитом прослеживается (хотя и в ослабленном виде) не только при высокой, но и при умеренной инфляции. Для развитых стран и стран с низкой инфляцией значимая связь между бюджетным дефицитом и инфляцией обнаруживается, что можно объяснить более высоким доверием в них к политике денежных властей, институционально защищенной независимостью центральных банков и более развитой финансовой системой. В России зависимость между инфляцией и бюджетным дефицитом выглядит следующим образом (Рисунок Б.3). [Приложение Б]
Также стоит остановиться на взаимосвязи инфляции и безработицы. В настоящее время большинство экономистов отказались от представлений об обратной зависимости между инфляцией и безработицей, описываемой кривой Филлипса. Те немногие, кто продолжает апеллировать к ней, подчеркивают не статичный, а постоянно меняющийся и в значительной степени непредсказуемый характер зависимости и в любом случае не рассматривают инфляцию как фактор, способствующий ускорению темпов экономического роста. Действительно, цепочка, связывающая два показателя, настолько прозрачна и логична и имеет столько каналов, что негативное влияние инфляции на экономический рост практически ни у кого уже не вызывает сомнения.
Глядя на график (рисунок Б.4[Приложение Б]), можно сделать вывод, что максимальный уровень инфляции соответствует максимальному уровню безработицы. В 2008 году растет уровень инфляции и уровень безработицы, что напрямую связано с мировым кризисом.
Анализируя характер влияния на инфляцию тарифной политики в отношении естественных монополий, следует учитывать, что она реализуется посредством нескольких каналов. Основным является сектор платных услуг населению, в частности сектор ЖКХ. При этом масштабы повышения тарифа для населения оказываются, как правило, больше, чем для промышленных и сельскохозяйственных производителей. В данном случае опережающий рост стоимости коммунальных услуг обусловлен не только общим повышением цеп на продукцию естественных монополий (электроэнергетики и газовой отрасли), но и мерами, направленными на ликвидацию перекрестного субсидирования населения за счет промышленных потребителей.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6