о при переходе оптимального налогового порога нарушается обычный воспроизводственный процесс - экономика начинает разрушаться;в периоды кризиса налоги должны бута установлены на минимальном уровне;экономический механизм страны восстанавливается за счет мобилизации инвестиционного потенциала;высокие налоги приводят к утечке капитала, а налоговые льготы должны иметь открытый характер;налоговая система не должна носить конфискационный характер;суммарный размер налогов имеет устойчивую тенденцию роста только в экономической системе, в которой государство гарантирует стабильность законов и права;косвенные налоги необходимо вводить для ограничения потребления товаров, которые вредны для здоровья, на предметы роскоши, иногда на импортные товары и услуги и в других специфических случаях;основой налоговой базы должны выступать налоги на доходы и имущество.
Влияние налоговой политики на финансовую и экономическую политику государства проявляется непосредственно и за довольно короткий промежуток времени. В 2005 году было перевыполнено задание по перечислению в общий фонд налога на прибыль и составило 106,2% (дополнительно получено 1,3 млрд. грн.). Выполнение задания по сбору в общий фонд по налогу на прибыль в 2006 году составил - 100,2%, дополнительно получено 38,7 млн. грн. В 2005 году было дополнительно получено 0,7 млрд. грн. НДС (план перевыполнен на 2,9%). В 2006 году в Сводный бюджет Украины поступило НДС на 4,9% больше, чем было запланировано, дополнительно получено 1422,4 млн.грн. Следующим элементом финансовой политики является денежная политика, которая состоит из эмиссионной политики и политики поддержки стабильной национальной валюты. Эмиссионная политика определяет необходимость количества денег в обращении и имеет еще одно направление - увеличение доходной части бюджета. Последнее требует особой осторожности в применении. Если государство не в состоянии контролировать денежную политику, регулировать свою денежную систему, то это может нарушить экономическую безопасность страны. Кредитная политика, как составная финансовой, обеспечивает функционирование внутрихозяйственных расчетов и заемного капитала. Заемный капитал является важным условием осуществления воспроизводственного процесса, обеспечивает возможность займов как. для пополнения оборотных средств, так и для инвестиций. Кроме того, кредитный сектор экономики служит и для выравнивания средней нормы прибыли. Следует отметить, что величина процентной ставки может негативно повлиять на состояние экономической активности в обществе. Так, если рентабельность производственного сектора в рыночных условиях колеблется от 10 до 15%, то высокая ставка рефинансирования Национального банка, что превышает предел рентабельности, создает условия для: o невозврата кредитов; o рост цен; o снижение рентабельности заемщиков, что сокращает налогооблагаемую базу; o сужение внутреннего потребительского рынка и тому подобное. К общим методам денежно-кредитной политики относятся:
) политика учетной ставки;
) операции на открытом рынке;
) изменение норм обязательных резервов.
Политика учетной ставки - это регулирование оплаты (процента) по займам, центральный банк предоставляет коммерческим банкам, что влияет на их способность расширять кредитные операции. Операции на открытом рынке заключаются в покупке или продаже центральным банкам ценных бумаг с целью воздействия на ресурсы коммерческих банков. Обязательные (минимальные) резервы - это беспроцентные вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается в определенной пропорции к банковским обязательствам (депозитов клиентов).
Резервные требования могут выставляться ко всем банковским пассивам или только к отдельным видам банковских обязательств. Ценовая политика государства выражается в регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Рост цен в таких отраслях как железнодорожный и водный транспорт, добывающая промышленность, нефте-и газопроводы, электросети и т.п., приводят к росту цен во всех других секторах народного хозяйства. Происходит сокращение льготных товаров и услуг, не обеспечивает населению минимальные социальные гарантии. Ценовая политика является важным фактором регулирования экономики. Таможенная политика рассматривается как часть ценовой и налоговой, так как таможенные пошлины и налоги непосредственно влияют на цену товаров и услуг, ограничивают или расширяют доступ на внутренний рынок импортных товаров, обеспечивают уровень защиты национального производителя и препятствуют вывозу национального богатства за пределы страны. Выбор направления таможенной политики должен способствовать экономическому росту страны, политической стабилизации. Все элементы финансовой политики должны быть целенаправленными, скоординированными, взаимосвязаны и взаимообусловлены.