недостаточное развитие системы страхования финансовых рисков;
административные барьеры, препятствующие развитию лизинга в различных отраслях.
Обобщая перечисленные и многие другие существующие проблемы, следует выделить ряд факторов, влияющих на состояние лизингового рынка и отражающих особенности инвестиционного процесса в России.
Во-первых, несовершенная законодательная и нормативная база в области налогообложения, бухгалтерского учета, валютного, таможенного регулирования, в страховой и залоговой сфере в отношении лизинговых операций. По мнению специалистов, это один из самых критичных моментов, влияющих на лизинг в России.
Во-вторых, государственная промышленная политика с учетом особенностей российского инвестиционного процесса и рынка в целом. Государством должны быть определены приоритеты в области экономики, источники финансирования государственных программ и выбора инструментов их реализации, устранены административные барьеры. Финансовый лизинг может получить наибольшее развитие при реализации государственных приоритетов в наукоемких отраслях и производствах: машиностроении, судостроении, автомобилестроении, аграрном секторе и т. д. Именно эти приоритеты могли бы стать лидерами экономического роста.
В-третьих, неразвитость системы управления лизинговыми рисками, прежде всего со стороны государства. Одним из существенных условий стабильности лизингового рынка является разработка специализированной методологии управления рисками, которая сегодня отсутствует.
Рынок лизинговых операций представляет собой достаточно гибкий процесс, модифицирующийся под воздействием объективных экзогенных факторов.
В числе основных факторов следует назвать научно-технический прогресс и государственно-правовое регулирование.
Условия формирования и развития отечественного рынка лизинговых операций отличны от факторов, имевших место за рубежом 20-30 лет назад. Освоение лизинга в России в качестве финансового инвестиционного механизма обновления материально-технической базы происходит в диаметрально противоположных условиях, а именно - в период спада производственной и технологической активности.
Поэтому для России существует своя специфическая потенциальная необходимость в становлении рынка лизинговых операций. Приоритетный блок задач, необходимых для финансовой стабилизации, затронет национальную производственную сферу: внедрение новейших технологий, налаживание выпуска конкурентоспособных товаров, а вследствие этого обеспечение поступательного движения экономики, трансформацию ее в конкурентную плоскость.
Решению данной проблемы может способствовать применение лизингового механизма в инвестиционной деятельности.
Говоря о государственно-правовом факторе, можно отметить, что именно правовая сфера получила наибольшее развитие с вступлением в силу ГК РФ и ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». Это действительно существенный шаг вперед.
К сожалению, участие государства в становлении рынка лизинга в России оставляет желать лучшего.
Это касается вопроса совершенствования правовой базы, особенно в сфере налогообложения и бухгалтерского учета лизинговых операций, а также обеспечения доверия инвесторов к государственным гарантиям, в том числе на региональном уровне.
Глава 4 Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)» содержит перечень возможных мер государственной поддержки лизинговой деятельности, которые устанавливаются законами РФ, решениями Правительства РФ, а также решениями органов государственной власти субъектов РФ в пределах их компетенции. В частности, установлено, что мерами государственной поддержки деятельности лизинговых организаций могут быть:
разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности Российской Федерации или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации или региона;
создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества;
долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах;
Перейти на страницу:
1 2 3