В большинстве стран законодательство, регулирующее выпуск и обращение электронных денег, находится в стадии разработки. В США разработкой такого законодательства занимается Бюджетный комитет Конгресса, в Европе - Комиссия по электронным деньгам Европейского Парламента. Рекомендации и отчеты подготавливаются также Комиссией по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов и экспертами центральных банков «Группы десяти». В России данные вопросы относятся к компетенции Центрального банка РФ.
Одним из принципиальных вопросов, которые необходимо решить при разработке национального законодательства, - какие институты будут иметь право эмиссии электронных денег. Так, например, если эмитентом электронных денег являются только кредитные организации, это существенно облегчает контроль за объемом электронных денег в обращении со стороны центрального банка.
В российской практике из нормативных актов, регулирующих отношения в сфере электронных денег, можно привести лишь два вышеупомянутых Указания ЦБ, которые регулируют порядок выдачи кредитным организациям регистрационных свидетельств на осуществление эмиссии и разрешений на распространение предоплаченных финансовых продуктов. Каких либо специальных норм относительно порядка надзора за деятельностью таких кредитных организаций в указанных документах не содержится.
Рассмотрим еще несколько моментов, которые необходимо учесть при выработке политики государственного регулирования в сфере электронных денег.
Во-первых, необходим надзор за деятельностью по выпуску электронных денег со стороны специального государственного органа, которым может стать в частности центральный банк. Также представляется необходимым ввести обязательное лицензирование деятельности по эмиссии электронных денег. Надзорный орган должен, с одной стороны, контролировать выполнение пруденциальных норм финансовой устойчивости, ликвидности и риска, а с другой стороны, получать необходимую статистику для расчета параметров денежного регулирования.
Во-вторых, нужно обеспечить достаточный уровень безопасности потребителя и защитить его от финансовых махинаций. С одной стороны, для этого необходимо четко сформулировать и закрепить юридическими санкциями права и обязанности участников платежных систем, использующих электронные деньги (эмитентов и держателей, или потребителей), в частности обязать эмитентов обменивать электронные деньги на наличные или безналичные деньги по первому требованию клиента. С другой стороны, важно уделить внимание использованию достаточно стойких алгоритмов шифрования и защищенных протоколов передачи данных через Интернет, а также разработке стандартов функционирования платежных систем. Наконец, для ограничения риска потерь может применяться страхование эмиссии подобно страхованию депозитов. Такая схема, возможно, будет введена в ближайшее время во Франции и Италии.
В третьих, придется скорректировать методы кредитно-денежной политики. Так, многими экономистами высказывается мнение о необходимости введения обязательных резервных требований по выпущенным в обращение электронным деньгам частных эмитентов. Однако эффективность такой меры является в определенной мере спорной. С одной стороны, резервы, перечисленные в центральный банк (или в любой другой контролирующий орган) дадут дополнительные рычаги для более эффективного управления денежной массой. С другой стороны, и это отмечает, например, американский экономист Бенджамин Коэн, эмитенты электронных денег будут изобретать все новые способы, чтобы обойти существующее законодательство, или выведут операции за пределы юрисдикции государства с жесткими пруденциальными нормами. Одним из новых методов регулирования в эпоху электронных денег, который в настоящее время успешно используется центральными банками Канады, Австралии и Новой Зеландии, может стать так называемая «канальная» система регулирования процентных ставок, когда центральный банк регулярно устанавливает ночную процентную ставку, исходя из которой рассчитываются депозитная и кредитная ставки по операциям с коммерческими банками. По мнению профессора Принстонского университета Майкла Вудфорда такая система останется достаточно эффективной даже при радикальных технологических изменениях, таких, например, как появление электронных денег.
Перейти на страницу:
3 4 5 6 7 8 9