Можно выделить четыре меры, которые центральные банки смогут предпринять для предотвращения изменения М1, а следовательно, для стабилизации денежного обращения в условиях эмиссии электронных денег:
) законодательно ограничить быстрое увеличение различных видов электронных денег, для того, чтобы предотвратить замещение ими банкнот в обращении;
) ввести монополию на выпуск электронных денег и начать самим выпуск электронных денег;
) ввести высокие резервные требования на электронные деньги, выпускаемые частными эмитентами;
) сокращать излишек ликвидности, создаваемый заменой банкнот электронными деньгами, посредством осуществления операций на открытом рынке.
В ряде стран законодательные ограничения на выпуск электронных денег будет трудно объяснить, особенно в свете осуществляемой ими политики дерегулирования и увеличения эффективности финансового сектора. Известно, что банкноты являются дорогим средством обмена.
Например, ежегодные издержки американских розничных продавцов и банков по управлению наличными деньгами (учёт, хранение, транспортировка и обеспечение безопасности) составляют 60 млрд. долл.
Электронные деньги позволяют значительно сократить издержки, связанные, в частности, с чеками. Американский экономист Д. Хамфри утверждает, что издержки электронных платежей составляют от 30 до 50% издержек платежей чеками или платежей «жиро». Ограничение развития и распространения различных видов электронных денег приведёт к конкурентным потерям. Страны, которые будут совершенствовать разновидности электронных денег, займут в будущем лидирующие позиции как в области текущих платежей в реальной экономике, так и в области электронной коммерции в сети Интернет.
Центральные банки ряда стран могут начать самостоятельный выпуск электронных денег. Так Банк Финляндии, например, развивает систему cash-card через свой корпоративный филиал Avant Finland Ltd. Эта система представляет собой подготовительный этап на пути полномасштабной эмиссии электронных денег. Тем не менее, большая часть центральных банков остаётся пассивной в этом отношении. Кроме того, существуют серьёзные опасения, что центральные банки, выпускающие электронные деньги, могут ограничить конкуренцию и снизить побудительные мотивы у других эмитентов по разработке новых видов электронных денег. Ведь именно побудительные мотивы, состоящие, прежде всего, в беспроцентным использование остатков средств на «карточных» счетах, а также отсутствие государственного контроля за переводом средств по таким счетам, послужили толчком к развитию новых электронных платёжных систем.
Центральные банки могут потребовать от эмитентов электронных денег хранить значительные резервы по этим деньгам. Высокие резервные требования по электронным деньгам могли бы уменьшить опасность неконтролируемого увеличения денежного агрегата M1. Тем не менее, поскольку главный побудительный мотив выпуска электронных денег состоит в беспроцентным использование остатков средств на таких счетах, постольку высокие резервные требования сделали бы выпуск электронных денег менее прибыльным, и затормозил бы их развитие.
Центральные банки могут поддерживать денежное предложение на определённом уровне путём соответствующих денежных операций на открытом рынке. Если электронные деньги включаются в определение M1, тогда за каждую банкноту достоинством один доллар, замещённую электронными деньгами, они должны будут продать один доллар своих активов. Например, ФРС США потребовалось бы продать один доллар из своих золотовалютных резервов за каждый доллар валюты, конвертируемой в электронные деньги. Если электронные деньги не включаются в М1, а предполагаемые резервные требования по депозитам до востребования составляют 10 %, ФРС США потребовалось бы продать 0,9 долл. активов. Эти операции по сокращению резервов на открытом рынке привели бы к сокращению денежной базы. В этой связи существуют опасения, что замещение банкнот электронными деньгами могло бы снизить денежную базу до такой степени, что неблагоприятно повлияло бы на осуществление денежной политики.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8