В настоящее время в РФ кредитных организаций занимаются эмиссией или эквайрингом банковских карт. Согласно данным ЦБ РФ, количество кредитных кредитных организаций-эквайеров банковских карт составляет 635.
Рис. 20. Использование финансовых услуг в РФ, 2008-2009гг.
В течение последнего квартала 2008 года и первого полугодия 2009 года банки повышали ставки по кредитованию по кредитным картам. В среднем рост составляет 4-8%, и в настоящее время средняя процентная ставка рублевого кредита по классической кредитной карте превышает 25% годовых.
В региональной структуре рынка, по числу эмитированных банковских карт, количеству и объему операций с ними традиционно с большим отрывом лидирует Центральный федеральный округ (50,4%).
Рис. 21. Структура количества операций по банковским картам по федеральным округам в 2009г.
В целом по федеральным округам РФ прослеживается вполне предсказуемая и достаточно традиционная тенденция - Центральный ФО продолжает наращивать отрыв по количеству карт и объему операций от остальных округов. Это относится как к выпуску, так и к использованию карт.
Рис. 22. Структура рынка банковских карт РФ по количеству выпущенных карт различными платежными системами, 2009
По объему эмиссии на международные платежные системы приходится свыше 85% российского рынка банковских карт.
Рис. 23. Структура рынка банковских карт РФ по объему транзакций в различных платежных системах, 2009
Сегмент кредитных карт РФ также продолжит развиваться (пусть и медленнее, чем в последние годы) в отличие от рынков многих европейских стран, уже достигших насыщения и также испытывающих негативное влияние мировой финансовой конъюнктуры.
Сегодня для рынка характерна тенденция ужесточения требований к клиентам. Те группы заемщиков, которые еще недавно без проблем проходили скорринговую оценку, сегодня относятся к категории повышенного риска, что может влиять как на решение о выпуске карты, так и на размер кредитного лимита.
Если говорить про ставки, то многие банки ввели увеличенные проценты по карточным продуктам для новых клиентов, подняли их по уже выпущенным картам.
Таким образом, в 2010 году не ожидается существенных темпов роста развития рынка банковских карт, а основными задачами будут являться предотвращение оттока клиентов, а также удержание прежних объемов и обеспечение максимально возможного прироста в существующих условиях рынка.
В заключении можно сказать, что на рынке представлено множество типов карточек. Банки-эмитенты активно конкурируют между собой, стремясь привлечь больше клиентов. В результате конкурентной борьбы снижаются стоимость карты и взимаемые комиссионные за пользование ими.
Современная стратегия поведения банков предполагает предоставление таких стимулов и цен, которые с одной стороны, не разорили бы банк, а с другой - не дали бы возможности клиентам использовать пластиковые карты банков-конкурентов. Цены в ряде случаев устанавливаются с учетом «поведения» держателей. Лучшие клиенты получают самые низкие процентные ставки и самые лучшие типы карт. Развитие инфраструктуры рынка пластиковых карт России отстает от темпов выпуска банковских карт.
В России торговые предприятия не стремятся заключать договора на прием и обслуживание банковских карт, поскольку их нет в достаточном количестве у населения, а граждане не заинтересованы в получении карточки, т.к. отсутствует достаточная приемная сеть.
На российском рынке продвижение карт встретилось с рядом трудностей: низкий уровень доходов населения, отсутствие культуры потребления, препятствия на законодательном уровне, большой наличный теневой оборот.
При всех новых идеях и технологиях рынок пластиковых карт не будет стремительно развиваться в отрыве от общеэкономической ситуации в стране. Только в динамично растущей экономике возможен стабильный спрос на «инструменты», которые в ней используются. И в этом случае новые технологии позволят достичь значительного прогресса в распространении платежных карт и приведут участников рынка к ожидаемым финансовым результатам.
ГЛАВА 3. Перспективы развития электронных денег в России
Перейти на страницу:
1 2 3 4