Обязательные платежи домашнего хозяйства сокращают его реальные доходы. Чем больший объем денежных средств расходуется домашним хозяйством по этой статье, тем меньше денежных средств оно может направить на текущее потребление и сбережение. Величина этой статьи в бюджетах отдельных домашних хозяйств значительно изменяется как в абсолютном выражении, так и относительно других расходных статей.
Если в качестве критерия классификации взять функциональную направленность обязательных выплат, то их можно разделить на две основные группы. К первой следует отнести налоги и сборы с физических лиц, ко второй - коммунальные и другие платежи населения. Кроме того, к обязательным платежам домашнего хозяйства следует отнести возврат основной суммы полученного в банке кредита и выплату процентов по нему в том случае, если домашнее хозяйство использовало такой способ финансирования своего существования в дополнение к традиционным способам, а также страховые взносы в том случае, если участники домашнего хозяйства пользуются услугами личного или имущественного страхования, являясь при этом страхователями.
Применяя налоги и сборы с физических лиц в качестве одного из инструментов экономической политики, государство, во-первых, обеспечивает необходимые поступления в бюджеты различных уровней; во-вторых, оказывает влияние на структуру бюджетов домашних хозяйств путем стимулирования рационального для общества использования получаемых доходов; и, в-третьих, перераспределяет часть доходов в пользу наименее социально защищенных слоев населения.
Система основных отношений домашнего хозяйства по поводу выплаты прямых налогов и сборов с бюджетами различных уровней представлена ниже (рис. 3):
Центральное место в системе налогообложения домашних хозяйств занимает подоходный налог (его точное название в соответствии со второй частью Налогового кодекса РФ - налог па доходы физических лиц). Потенциальными плательщиками этого налога в Российской Федерации являются более 80 млн чел., а в общем объеме бюджетных поступлений РФ в настоящее время подоходный налог составляет около 13% (для примера во Франции - 17%, в США - до 60%).
Домашние хозяйства обязаны также выплачивать налог с имущества, переходящего им в порядке наследования или дарения. Сумма налога зависит от стоимости переходящего имущества и степени родства нового владельца имущества.
К имущественным налогам тесно примыкает налог с владельцев автотранспортных средств. Его выплачивают граждане, владеющие грузовым или легковым автотранспортом, не подлежащим обложению налогом на имущество.
Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством могут устанавливать на своей территории местные налоги на физических лиц. К ним относятся:
• целевые сборы с граждан на содержание милиции, благоустройство территории, на нужды образования и другие цели. Эти сборы с физических лиц не могут превышать 3% от 12 установленных законом МРОТ;
• сбор с владельцев собак;
• сбор на выдачу ордера на квартиру (ставка поставлена в зависимость от площади и качества жилья, максимальный размер сбора не может превышать 75% МРОТ);
• сбор за уборку населенных пунктов (величина не имеет законодательных ограничений);
• курортный сбор и др.
Подчеркнем также обстоятельство, что домашнее хозяйство выплачивает налоги и сборы только в том случае, если участники домашнего хозяйства совершают определенные правовые действия.
Кроме прямых налогов домашние хозяйства выплачивают и косвенные налоги. Прямые налоги, о которых говорилось выше,- это лишь небольшая часть всех налогов, уплачиваемых участниками домашних хозяйств. Основная доля налогов, поступающих от физических лиц в государственную казну, приходится на невидимые ими косвенные налоги, содержащиеся в цене товара и выплачиваемые при его покупке. К ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж. Уровень товарных цен увеличивают не только косвенные, но и прямые налоги: единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, таможенные пошлины и ряд других федеральных, региональных и местных налогов, которые в общей сложности увеличивают цену товара (работ, услуг) примерно в полтора-два раза.