На первом этапе проведения камеральной проверки сотрудниками отдела работы с налогоплательщиками проводится проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством.(Схема №1).
На втором этапе проводится визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности. Конкретно проверяется полнота заполнения всех необходимых реквизитов налоговой отчетности, четкость их заполнения и т.д.
Налоговые инспектора должны уведомить налогоплательщика о необходимости внести исправления и привести налоговую отчетность в соответствие с утвержденной формой, если в представленной отчетности налогоплательщик допустил одну из следующих ошибок:
· не указал какой-либо из обязательных реквизитов (ИНН или период, за который представлена декларация);
· нечетко заполнил отдельные реквизиты, в результате чего невозможно их однозначное прочтение, или они заполнены карандашом;
- внес исправления в налоговую отчетность, при этом не заверил их своей подписью, либо подписью своего представителя.
На третьем этапе инспектор приступает к арифметическому контролю данных налоговой отчетности.
Схема №1 «Порядок проведения камеральной налоговой проверки»
Данный контроль осуществляется отделом, ответственным за ввод налоговой отчетности. Если в процессе ввода налоговой отчетности в показателях строк и граф, предусмотренных формой налоговой декларации, были обнаружены арифметические ошибки (в автоматизированном режиме), то протоколы таких ошибок передаются в отдел камеральных налоговых проверок для дальнейшей работы.
После арифметического контроля сотрудники отдела камеральных проверок проверяют правильность применения налогоплательщиком тех или иных ставок налога и льгот в соответствии с действующим законодательством, а также правильности исчисления налоговой базы.
«При проверке правильности исчисления налоговой базы инспекторы:
· проверяют сопоставимость отчетных показателей налоговых деклараций отчетного (налогового) периода с аналогичными показателями предшествующего отчетного (налогового) периода;
· анализируют сопоставимость показателей проверяемой декларации с показателями других форм отчетности (налоговой, бухгалтерской);
-оценивают достоверность показателей бухгалтерской отчетности и налоговой декларации на предмет их соответствия данным (информации) о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.
В этом случае информация о налогоплательщике может быть получена:
-от правоохранительных и иных контролирующих органов, органов государственной власти и местного самоуправления на основании совместных соглашений по обмену информацией;
· от банков на основании запросов;
· от юридических и физических лиц посредством писем, жалоб и заявлений;
· из средств массовой информации и сети Интернет в виде рекламных объявлений, содержащих сведения о возможной реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг);
-в результате проведения налоговиками контрольных мероприятий (например, встречной налоговой проверки).»
Также на этом этапе проверяется сопоставимость основных показателей налоговой отчетности (выручка, расходы и т.д.), в том числе проводят их сравнительный анализ со средними показателями отчетности налогоплательщиков, осуществляющих аналогичные виды деятельности. Причем такой анализ должен проводиться не реже одного раза в квартал в отношении крупнейших и «бюджетообразующих» налогоплательщиков и не реже одного раза в год по остальным налогоплательщикам.
Перейти на страницу:
1 2 3