Только грамотная денежно- кредитная политика, финансовая политика страны, правильная экономическая политика, которая стимулирует конкуренцию, снижение участия государства в хозяйственных процессах, других показателей на должный уровень ограждают страну от рисков.
Расходы бюджета на сегодняшний день значительны во всех отношениях. При этом рост расходов увеличивается ежегодно. Однако очень часто происходит несвоевременная выплата средств на финансирование таких направлений как: сельское хозяйство, рыболовство, содействие НТП и реализации космических программ. Увеличение временного долга между установленными и фактическими сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности бюджета перед предприятиями и населением, а также взаимной задолженности предприятий. Невыполнение государством собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность.
Наиболее важными проблемами бюджетного регулирования в настоящее время являются:
закрепление доходных источников за бюджетами соответствующих уровней;
отработка механизма определения фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;
определение финансовых полномочий по расходованию бюджетных средств между федеральным , региональными и местными бюджетами.
Проблемы бюджета могут решаться следующими путями:
.За счет существенного увеличения доходов. То есть введение в налоговую систему страны весомых по величине, реальных и удобных по мобилизации налогов.
.Путем распределения между всеми звеньями бюджетной системы общегосударственных доходов на постоянной нормативной основе, чтобы не менять налоговую систему.
.За счет ежегодного регулирования доходов и расходов бюджета. При условии жесткого общественного (со стороны представительных органов власти) контроля распределения и использования бюджетных средств, исходя из необходимости обеспечения истинных, а не ложных и амбициозных общегосударственных и территориальных приоритетов и интересов. В настоящее время Правительство РФ предлагает использовать первый вариант.
Оздоровление государственного бюджета необходимо осуществлять по трем основным направлениям:
увеличение его доходной базы;
реструктуризация расходной части бюджета;
регулирование дефицита бюджета и упорядочение бюджетных процедур.
Правительство РФ предлагает меры по регулированию бюджета:
● осуществлять составление проекта бюджета на очередной финансовый год исходя из предельных лимитов финансирования, что упростит работу по подготовке бюджета, сделает его показания реальными;
● увязать составление бюджета со среднесрочным бюджетным планированием, что важно для определения финансовой политики государства на перспективу и выработки программы действий правительства по ее реализации;
● обеспечить полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней;
● внедрить в практику распределение бюджетных средств на конкурсной основе[3,стр.524].
На решение поставленных задач направлен Бюджетный кодекс РФ - свод законов о бюджетном устройстве и бюджетном процессе.
Какими видятся пути решения проблемы укрепления бюджета? Главный путь- изменение государственных приоритетов в распределении ресурсов в пользу жизнеобеспечения человека. Размеры минимальных социальных норм должны исходить из реальных минимальных социальных потребностей и возможностей общества в конкретном историческом периоде нашего государства. Эти нормы должны, во- первых, зафиксировать сложившийся сейчас уровень социальных потребностей, во- вторых, дать гарантии получения минимального размера финансовых ресурсов для социальной сферы, в- третьих, защитить минимальные социальные потребности от лоббирования финансирования не жизненно важных расходов.
Вся структура бюджета, все его конкретные элементы направлены на достижение основных показателей экономического роста, повышение уровня жизни, реальных доходов населения. Реальность выполнения поставленных задач является основным преимуществом федерального бюджета на 2007 год. Его успешное выполнение - залог дальнейшего устойчивого развития экономики страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рассмотренной мною работе по интересующей проблеме были изучены некоторые аспекты расходов федерального бюджета в социальной и экономической сферах, а также был проведен сравнительный анализ расходов и выявлены проблемы, актуальные этой теме.
В условиях формирования рыночных отношений система расходов государственного бюджета РФ существенно изменяется. Перестраивается структура и механизм бюджетных ассигнований, изменяется объем ресурсов, выделяемых по различным направлениям.
Роль федерального бюджета заключается в том, что он является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов в конкретный период.