Расходы бюджета представляют собой затраты, выражающие экономические отношения, возникающие в процессе использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Для того чтобы понять роль и значение бюджетных расходов, их принято классифицировать по определенным признакам.
Статья 65. Формирование расходов.(ФЗ от 20.08.04 №120-ФЗ).
Формирование расходов бюджета всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соотношении с расходными обязательствами, обусловленными законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
Существует 3 классификации расходов: функциональная; экономическая; ведомственная. Рассмотрим их более подробно.
Экономическая классификация.
В соответствии с разделением расходов по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства, принято деление на капитальные и текущие расходы.
Капитальные расходы бюджета - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенных для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством.
Текущие расходы бюджета - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Функциональная классификация.
Предполагает разбиение расходов по задачам и функциям, которые выполняет государство.
) Государственное и местное самоуправление.2,9-3%
) Судебная власть.1,1-1,3%
) Международная деятельность.1,7-1,9%
) Национальная оборона.15-16%
) Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности.11-13%
) Фундаментальные исследования и содействие НТП.1,7-2%
) Промышленность, энергетика, строительство.2,6-2,9%
) С/х и рыболовство.1,1-1,4%
) Охрана окружающей среды и природных ресурсов.0,5%
) Транспорт, связь, информатика.0,2-0,3%
) Предупреждение и ликвидация последствий ЧС.0,5-1%
) Образование.4,1-4,5%
) Культура, искусство, кинематография.0,5-0,6%
) СМИ.0,4-0,5%
) Здравоохранение и физическая культура.1,6-1,9%
) Социальная политика.7%
)Обслуживание государственного долга.4%
)Пополнение государственных запасов и резервов.0,5-1%
)Финансовая помощь бюджетам других уровней.30-32%
)Утилизация и ликвидация вооружений.0,4-0,7%
)Исследование и использование космического пространства.0,3-0,6%