Такими факторами могут являться:
1 наличие негативных связей между руководителями банков;
2 отрицательное заключение службы безопасности;
3 информация о закрытии на данный банк лимитов со стороны большого количества других банков;
4 информация о санкциях, наложенных на данный банк со стороны государственных надзорных органов;
5 существенные изменения в руководящих органах и (или) акционерах (пайщиках) банка.
Поскольку каждый такой фактор может оказать существенное воздействие на возможности банка-контрагента выполнять свои обязательства по сделкам, заключенным с Банком, наличие хотя бы одного из них указывает на невозможность принятия риска данного контрагента.
При недостаточности или отсутствии ярко выраженных негативных факторов следующим этапом является анализ финансового состояния заемщика по имеющимся формам финансовой отчетности.
Основными критериями на данном этапе являются:
6 заключение о финансовом состоянии банка-контрагента, составленное на основе финансовой отчетности;
7 дополнительная информация о банке-контрагенте (например, учредители, реальные владельцы банка, руководящие органы банка, ФПГ, в которые входит банк, стратегия банка, связь с государственными структурами, крупнейшие заемщики банка, уровень менеджмента, степень открытости и др.);
8 наличие и характер кредитной истории данного банка;
9 сложившийся уровень взаимоотношений с данным банком;
10 характер связей между руководителями анализируемого банка и банком, проводящим анализ;
11 характер связей между сотрудниками вышеуказанных банков;
12 максимальный лимит на одного заемщика-банка-контрагента, существующий в банке, проводящем анализ (максимальный лимит на одного заемщика-контрагента определяется и утверждается в рамках ресурсной политики банка).
Для анализа банка-контрагента используются формы финансовой отчетности, составленные на несколько последних отчетных дат (как правило, на 3-6 последних отчетных дат).
Сначала проводится структурный анализ, который включает в себя рассмотрение аналитических балансов и ведомостей для оценки реальной величины активов банка, обязательств, капитала, дисконтирования активов и пассивов на суммы иммобилизованных и потерянных активов и искусственных величин, построения матрицы фондирования.
На основании аналитического баланса проводится экспресс-анализ структуры баланса банка-контрагента.
Анализируются субъективные и объективные факторы, которые формируют качество отношений данного контрагента с банком, проводящим анализ.
Помимо установления лимитов и проведения анализа кредитоспособности заемщиков для минимизации кредитного риска широко используются методы перевода риска на третье лицо. С этой целью оформляются договоры поручительства третьих лиц за заемщиков банка.
Широко применяются способы поглощения риска. Согласно Инструкции ЦБ РФ №62а банки формируют резервы на возможные потери по ссудам. Кроме того, при кредитовании физических и юридических лиц часто оформляется в залог имущество заемщика или третьего лица, стоимость которого покрывает основной долг и проценты за весь срок пользования кредитом.
2) Управление риском ликвидности
Существует два основных метода управления ликвидностью:
а) управление активами банка;
б) управление объемом и структурой пассивов.
В настоящее время первый метод используется в основном мелкими банками.
Второй метод используется в основном крупными и средними банками, имеющими сильные позиции на денежных рынках. При использовании данного метода уровень высоколиквидных активов сводится к минимуму.
В процессе управления риском ликвидности устанавливаются следующие лимиты ликвидности: лимит текущей ликвидности и лимит перспективной ликвидности. Первый лимит устанавливается в виде абсолютной суммы - предельного размера дефицита ликвидности (превышения обязательств над активами). Второй - в виде относительного показателя: предельного коэффициента дефицита ликвидности, представляющего собой соотношение дефицита ликвидности нарастающим итогом и активов банка.
В качестве лимита текущей ликвидности обычно устанавливают предельную сумму дефицита ликвидности на срок до 1 месяца. Поддержание лимита обеспечивается расчетом объема неработающих активов (корреспондентский счет и касса), которые должны обеспечивать расчеты по средствам «до востребования» и срочным средствам.
Перейти на страницу:
1 2 3 4