Бюджет - это операционный финансовый план, который составляется в форме баланса доходов и расходов на краткосрочный период и обеспечивает эффективный контроль по поступлениям и расходам средств на предприятие.
Значение бюджетирования состоит в улучшение планирования что позитивно влияет на увеличение продуктивности труда работников подразделений и эффективность использования материальных и финансовых ресурсов.
Процесс бюджетирования на предприятии включает составление операционного, финансового и консолидированного бюджетов, управление и контроль по выполнению бюджетных показателей.
Консолидированный бюджет составляется с интегрированных индивидуальных бюджетов, которые характеризуют прогнозированные объему продаж, расходов, других финансовых операций в следующем периоде.
Таким образом, консолидированный бюджет - это скоординированный по всем подразделениям и функциям план деятельности предприятия в целом, который объединяет блоки отдельных бюджетов и создает потоки информации, нужные для принятия и контроля управленческих решений в сфере финансового планирования.
Консолидированный бюджет делится на две части:
· Операционный бюджет;
· Финансовый бюджет.
Операционный бюджет - это система бюджетов, которая характеризует доходы и расходы по операциям или отдельным функциям предприятия.
Операционный бюджет включает:
· Бюджет продаж;
· Бюджет производства;
· Бюджет расходов (по видам расходов: трудовых, общепроизводственных, административных, затрат на сбыт);
· Прогноз расходов и доходов.
Финансовый бюджет - это план, в котором отображается объем и структура денежных средств, и их использование.
Финансовый бюджет включает:
· Бюджет денежных средств;
· Бюджет денежных инвестиций;
· Прогнозный бухгалтерский баланс.
Бюджет не имеет стандартизированных форм. Широко используется структура консолидированного бюджета, который предусматривает отделы оперативного и финансового бюджетов.
Характеристика операционного бюджета.
Составление общего бюджета начинается с составления операционного бюджета. В операционном бюджете обычная деятельность предприятия отображается через систему специальных технико-экономических показателей, которые характеризуют отдельные направления и стадии операционной и других видов деятельности.
В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого с подразделений предприятия.
Конечной целью операционного бюджета является составление плана расходов и доходов.
От числа и стоимости реализации зависит объем производства, себестоимость, прибыль и др. первым этапом процесса бюджетирования является объем продаж.Прогнозируются объемы продаж, которые в случае действительности прогноза трансформируются в бюджет продаж. Составление бюджета продаж является сложным процессом. Объем реализации определяется не только производственной мощностью предприятия, но и факторами конъюнктуры: деятельность конкурентов; положение на национальном и мировом рынках; неопределенностью и непредвиденностью этих рынков; политикой ценообразования; колебаниями спроса и предложением; результативность рекламы; качеством продукции.