Динамики денежных агрегатов | |
Динамика и процентной ставки | |
Динамика кредитования | |
Денежный | |
Воздействие на денежную массу | |
Воздействие на процентную ставку | |
Воздействие на банковские резервы | |
Денежные агрегаты | |
Колебания процентной ставки | |
Инфляция | |
Резервы банковской системы | |
Валютный курс | |
Операции на открытом рынке | |
Рефинансирование | |
Обязательное резервирование |
Рис. 2. Схема системы регулирования денежного обращения
в развитых странах
Основными показателями денежной политики являются: валютный курс, денежные агрегаты, инфляция, процентная ставка, обязательные резервы банковской системы. В развитых странах накоплен большой, но противоречивый опыт использования указанных показателей. В разные периоды времени предпочтение оказывалось какому-либо из них. Однако практика неизменно показывала не только преимущества применения того или иного индикатора, но и существенные недостатки. При выборе конкретного целевого показателя у денежных властей должна оставаться свобода воздействия на прочие возможные показатели в целях обеспечения общей сбалансированности мер по регулированию денежного обращения. Целесообразно использовать не какой-то один целевой показатель, а их сбалансированную систему.
В настоящее время распространенным методом проведения денежной политики в развитых странах является инфляционное таргетирование. Оно представляет собой выбор таких параметров динамики цен, которые становятся целью Центрального банка при проведении денежной политики.
Инфляционное таргетирование основывается на следующих теоретических положениях: не имея возможности прямого воздействия на цены через изменения денежных агрегатов, центральные банки способны создавать у хозяйствующих субъектов позитивные ожидания относительно темпов инфляции в будущем периоде; инфляционное таргетирование не является правилом денежной политики в строгом смысле этого понятия, поскольку оно не основывается на устойчивой взаимосвязи между макроэкономическими переменными, а представляет собой систему косвенного влияния на динамику цен; инфляционное таргетирование состоит в обеспечении соответствия и взаимообусловленной динамики основных макроэкономических параметров: номинального ВВП, денежных агрегатов, обязательных резервов, процентной ставки, валютного курса; важной чертой инфляционного таргетирования является долгосрочный характер осуществляемой денежной политики.
Таргетирование инфляции в шести развитых странах (Австралии, Великобритании, Канаде, Норвегии, Новой Зеландии, Швеции) имеет как общие черты, так и специфические особенности. К общим чертам относятся: установление не точных значений таргетируемой инфляции, а диапазона возможных колебаний; использование в качестве ориентиров для изменения денежной политики квартальных показателей роста цен; проведение таргетирования инфляции в течение длительного периода (Австралия и Швеция - с 1993 г.); предоставление центральным банкам широких полномочий при осуществлении инфляционного таргетирования; применение процентной ставки в качестве операционной цели при инфляционном таргетировании.
К преимуществам инфляционного таргетирования прежде всего относятся создание позитивных ожиданий и предоставление хозяйствующим субъектам возможности принятия долгосрочных финансовых решений. Это позволяет оказывать мерами денежной политики непосредственное влияние на реальный сектор экономики, избегать рецессий, стимулируя экономический рост.
Перейти на страницу:
1 2 3