Проблемы регулирования денежного обращения

Динамики денежных агрегатов

Динамика и процентной ставки

Динамика кредитования

Денежный

Воздействие на денежную массу

Воздействие на процентную ставку

Воздействие на банковские резервы

Денежные агрегаты

Колебания процентной ставки

Инфляция

Резервы банковской системы

Валютный курс

Операции на открытом рынке

Рефинансирование

Обязательное резервирование

Рис. 2. Схема системы регулирования денежного обращения

в развитых странах

Основными показателями денежной политики являются: валютный курс, денежные агрегаты, инфляция, процентная ставка, обязательные резервы банковской системы. В развитых странах накоплен большой, но противоречивый опыт использования указанных показателей. В разные периоды времени предпочтение оказывалось какому-либо из них. Однако практика неизменно показывала не только преимущества применения того или иного индикатора, но и существенные недостатки. При выборе конкретного целевого показателя у денежных властей должна оставаться свобода воздействия на прочие возможные показатели в целях обеспечения общей сбалансированности мер по регулированию денежного обращения. Целесообразно использовать не какой-то один целевой показатель, а их сбалансированную систему.

В настоящее время распространенным методом проведения денежной политики в развитых странах является инфляционное таргетирование. Оно представляет собой выбор таких параметров динамики цен, которые становятся целью Центрального банка при проведении денежной политики.

Инфляционное таргетирование основывается на следующих теоретических положениях: не имея возможности прямого воздействия на цены через изменения денежных агрегатов, центральные банки способны создавать у хозяйствующих субъектов позитивные ожидания относительно темпов инфляции в будущем периоде; инфляционное таргетирование не является правилом денежной политики в строгом смысле этого понятия, поскольку оно не основывается на устойчивой взаимосвязи между макроэкономическими переменными, а представляет собой систему косвенного влияния на динамику цен; инфляционное таргетирование состоит в обеспечении соответствия и взаимообусловленной динамики основных макроэкономических параметров: номинального ВВП, денежных агрегатов, обязательных резервов, процентной ставки, валютного курса; важной чертой инфляционного таргетирования является долгосрочный характер осуществляемой денежной политики.

Таргетирование инфляции в шести развитых странах (Австралии, Великобритании, Канаде, Норвегии, Новой Зеландии, Швеции) имеет как общие черты, так и специфические особенности. К общим чертам относятся: установление не точных значений таргетируемой инфляции, а диапазона возможных колебаний; использование в качестве ориентиров для изменения денежной политики квартальных показателей роста цен; проведение таргетирования инфляции в течение длительного периода (Австралия и Швеция - с 1993 г.); предоставление центральным банкам широких полномочий при осуществлении инфляционного таргетирования; применение процентной ставки в качестве операционной цели при инфляционном таргетировании.

К преимуществам инфляционного таргетирования прежде всего относятся создание позитивных ожиданий и предоставление хозяйствующим субъектам возможности принятия долгосрочных финансовых решений. Это позволяет оказывать мерами денежной политики непосредственное влияние на реальный сектор экономики, избегать рецессий, стимулируя экономический рост.

Перейти на страницу:
1 2 3