Главная цель налогового планирования состоит в экономическом обосновании объемов безвозмездного изъятия в бюджетную систему части валового внутреннего продукта (ВВП) в разрезе основных (бюджетообразующих) налогов. Налоговое планирование может быть краткосрочным (текущее или тактическое), среднесрочным и долгосрочным - на более отдаленную перспективу (стратегическое или налоговое прогнозирование).
«Налоговое планирование включает в себя: работу по прогнозированию объемов налоговых поступлений с учетом инфляции, валютного курса, деловой активности субъектов экономической деятельности, теневой экономики и на этой основе расчет доходов, включаемых в проект бюджета на очередной финансовый год; определение долей (нормативов) распределения налоговых ставок по уровням бюджетной системы; разработка контрольных заданий по налогам и сборам, администрируемым ФНС России и ФТС России».[9]
Говоря о составляющих частях налогового планирования, отдельно стоит также выделить так называемое административно-налоговое планирование, которое включает в себя работу вышестоящего налогового органа (ФНС и ее региональных управлений) по планированию деятельности нижестоящих налоговых органов соответствующего уровня (Управлений по субъекту и инспекций) с целью реализации возложенных на них законодательством административных и контрольных функций по мониторингу и анализу налогового пространства.
Центральным звеном региональных финансов являются территориальные бюджеты. Повышение их доли в консолидированном бюджете Российской Федерации, которое произошло за время реформ, свидетельствует о росте роли региональных финансов, поскольку именно через их потоки проходит все большая часть финансовых ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие региона.
Региональный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.
«В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов Российской Федерации относятся:
1. установление порядка составления и рассмотрения проектов региональных бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;
. составление и рассмотрение проектов региональных бюджетов и консолидированных бюджетов субъектов Федерации, их утверждение и исполнение, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
. распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Федерации между региональным бюджетом и местными бюджетами;
. определение порядка направления в региональный бюджет доходов от использования собственности субъекта Федерации, доходов от налогов, сборов и иных доходов регионального бюджета;
. разграничение полномочий по осуществлению расходов между региональным и местными бюджетами в соответствии с федеральным законодательством;
. установление совместно с федеральными органами власти порядка и условий предоставления финансовой помощи региональным бюджетам;
. определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
. предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
. установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;