Особенности финансирования социальных расходов из бюджетов разных уровней

За счет средств федерального бюджета предоставляется специализированная медицинская помощь, оказываемая в федеральных специализированных медицинских организациях; дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания в рамках национального проекта «Здоровье» отдельным категориям граждан, имеющим право на получение набора социальных услуг; проведение диспансеризации неработающих граждан; проведение иммунизации населения; проведение мероприятий по раннему выявлению социально значимых заболеваний опорно-двигательного аппарата; организация и обеспечение госсанэпидемнадзора.

Из бюджетов субъектов РФ значительные средства направляются на страхование неработающего населения. Кроме того, субъектами РФ оплачивается специализированная скорая медицинская помощь, высокотехнологичные виды медицинской помощи и др.[24]

Расходы бюджетов субъектов РФ включают в себя обеспечение медицинских организаций субъектов РФ лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами. За счет средств бюджетов муниципальных образований оплачивается скорая медицинская помощь, первичная медико-санитарная помощь в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных организациях, в том числе женщинам в период беременности, во время и после родов. Расходы местных бюджетов включают в себя обеспечение организаций муниципальной системы здравоохранения лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и т.д.

Основные понятия и принципы государственной политики в области физической культуры и спорта приводятся в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в РФ» от 29.04.1999 г. №80 - ФЗ. Вопросы физической культуры и спорта, их финансирование находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. С участием бюджетных средств учреждениями и организациями предоставляются услуги государственной значимости, такие как: обеспечение деятельности спорта высших достижений; подготовка спортсменов для сборных команд страны; развитие массовой физической культуры и спорта среди населения. [16, с. 455]

Конституция страны определяет Российскую Федерацию как социально государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается, гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Существует три источника финансирования социальной защиты населения: средства налогоплательщиков, за счет которых формируются доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; страховые средства работодателей и работников; общественные и частные пожертвования на благотворительность. Основными видами расходов по социальному обеспечению являются пенсии и пособия.

Пенсия - это денежная выплата, предоставляемая гражданам, в целях компенсации заработка, утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение, которой определяется по условиям и нормам, установленным законодательством РФ.

Пособие - это денежная выплата, которая производится гражданам в случаях, предусмотренных законодательством, и является одной из форм материального обеспечения в старости, при болезни и потере трудоспособности, а также в некоторых случаях. [17, с.331]

Проанализируем структуру общего объема расходов федерального бюджета на социальные нужды за 2007-2009 год и на начало 2010 года. (таблица 1).

государственный финансирование бюджет социальный расход

Таблица 1 - Объем и структура расходов бюджета на социальные цели

 

на 01.01.2008

на 01.01.2009

на 01.01.2010

на 01.03.2010

Наименовение раздела

Сумма, млн. руб

Удельный вес, %

Сумма, млн. руб

Удельный вес, %

Изменение структуры по сравнению с предыдущим годом

Сумма, млн. руб

Удельный вес, %

Изменение структуры по сравнению с предыдущим годом

Сумма, млн. руб

Удельный вес, %

Образование

294 611,48

4,92

354 996,79

4,69

-0,23

418 007,57

4,34

-0,35

41 430,39

2,80

Культура, кинематография и СМИ

70 992,90

1,19

88 851,50

1,17

-0,01

111 684,59

1,16

-0,02

11 235,26

0,76

Здравоохранение и спорт

196 494,30

3,28

278 245,20

3,68

0,39

352 313,71

3,66

-0,02

21 554,40

1,46

Социальная политика

214 039,45

3,58

293 644,98

3,88

0,30

323 519,61

3,36

-0,52

31 272,66

2,12

Сумма

776 138,12

12,97

1 015 738,46

13,42

0,45

1 205 525,48

12,51

-0,91

105 492,71

7,14

Сумма бюджета

5 983 035,51

7 566 638,72

9 636 823,31

1 477 825,27

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5