Кроме того, бюджетирование позволяет сделать предприятие или фирму, что называется, “прозрачной”, а потому более привлекательной для инвесторов. В Российской Федерации для подавляющего большинства предприятий реального сектора острой проблемой является обилие доставшейся в ходе приватизации собственности и неумение эффективно управлять ей. Бюджетирование позволяет определить неработающие, неэффективные активы, которые нужно побыстрее продать или от которых нужно избавиться иным образом. Поэтому бюджетирование является основой осмысленной реструктуризации предприятия, оптимизации и его структуры капитала (активов).
Как и любое явление бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные особенности.
Достоинства бюджетирования:
оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;
позволяет координировать работу предприятия в целом;
анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;
позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;
позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;
способствует процессам коммуникаций;
помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации;
позволяет сотрудникам-новичкам понять «направление движения» предприятия, таким образом, помогая им адаптироваться в новом коллективе;
служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.
Недостатки бюджетирования:
различное восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того, не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);
сложность и дороговизна системы бюджетирования;
если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок.
Кроме того, в процессе бюджетирования предприятие могут подстерегать «подводные камни»:
политические интриги, которые могут повлиять на распределений ресурсов;
конфликты между менеджерами подразделений и отделом контроллинга;
завышение потребностей в ресурсах;
распространение ложной информации о бюджетах по неформальным каналам.
В настоящее время имеют место недостатки сложившейся системы планирования которые проявляются в следующем:
планирование сегодня - процесс очень трудоемкий.
планово-экономические службы продолжают подготавливать огромное количество документов, при этом большинство из них не пригодно для финансового анализа.
процесс планирования затянут по времени, что делает его непригодным для принятия оперативных управленческих решений.
плановые данные значительно отличаются от фактических данных.
Процесс планирования по традиции начинается от производства, а не от сбыта продукции.
при планировании преобладает затратный механизм ценообразования: цена формируется без учета рыночных цен, исходя из полной себестоимости и норматива рентабельности.
калькуляция себестоимости производится на единицу выпуска продукции, а не на единицу проданной продукции.
отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные; при планировании и анализе не используется понятие маржинальной прибыли.
не проводится анализ.
не рассчитывается безубыточности продаж.
при планировании не оценивается эффект операционного рычага, коэффициента вклада на покрытие.
невозможно определить запас финансовой прочности.
экономическое планирование традиционно не доводится до планирования финансового и потому не дает возможности определить потребность в финансировании деятельности предприятия.
при существующей системе планирования невозможно достоверно проводить сценарный анализ и анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям деятельности.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6