Регулирующая
и стимулирующая
функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.
Бюджетные средства содержат социальную направленность,
проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.
Функция планирования
бюджетов предполагает:
определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;
разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;
определение потребности денежных средств в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;
разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;
разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год;
разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.
Функция организации
бюджетов предполагает:
определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;
определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;
выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;
разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;
определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;
определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.
Контрольная
функция заключается в том, что бюджетный фонд - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджетный фонд может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
Перейти на страницу:
1 2 3