В большинстве случаев экономисты финансовой планом хозяйствующего субъекта считают только баланс его доходов и расходов.
Баланс доходов и расходов - бюджет, показывающий соотношение всех доходов от реализации в плановый период со всеми видами расходов, которые предполагают понести в этот же период организация. Именно этот документ показывает соотношение затрат и результатов хозяйственной деятельности за определенный период. С его помощью можно рассчитать точку безубыточности, по нему можно судить о рентабельности организации, о возможностях вернуть в срок кредит и другие заемные средства.
В формате этого баланса находят отражение все те же виды расходов и затрат, которые необходимы для конкретной деятельности торговой организации. Главный смысл формата баланса доходов и расходов - показать руководителям организации эффективность хозяйственной деятельности в предстоящий период, установить лимиты основных видов расходов, прибыли, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли, оптимизации налоговых и других отчислений в бюджет, формирования фондов накопления и потребления и т.п.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь хозяйствующим субъектам дано право разрабатывать и утверждать финансовые показатели совей деятельности - прибыль, объем реализации, формы и системы оплаты труда, самостоятельно распоряжаться своим имуществом, а также прибылью, остающейся в его распоряжении. В зависимости от формы собственности, организационной - правовой формы организации право утверждать финансовый план предоставляется органу управления, уполномоченному в соответствии с уставом организации решать финансовые вопросы.
Финансовый план или выписки из него о размере финансовых ресурсов и платежах в бюджет сообщаются финансовому и налоговому органу по месту нахождения организации.
Для составления баланса доходов и расходов торговой организацией используется следующая информация:
бухгалтерский баланс за 2-3 года, предшествующих планируемому периоду, а также на последнюю дату составления отчета;
данные об объемах реализации;
смета издержек обращения;
данные об объемах капитальных вложений;
сведения о движении основных фондов и оборотных средств;
анализ выполнения финансовых заданий за предыдущий год;
лимиты расходов по отдельным статьям затрат;
нормы амортизационных отчислений, нормативы платежей в бюджет и отчислений во внебюджетные фонды.
Бюджетный период баланса доходов и расходов вводится продолжительностью 12 месяцев с помесячной разбивкой. Отчеты об исполнении бюджетов составляются ежемесячно. Корректировка баланса осуществляется по истечении каждого месяца (квартала).
Составлением баланса доходов и расходов и отчетов об его исполнении занимаются уполномоченные специалисты - плановики.
О результатах исполнения бюджетов ЦФО ежемесячно докладываются руководителю организации для выработки и принятия решений о мерах по улучшению финансового положения, по поощрению тех ЦФО, которые превысили плановые показатели по доходам, и снизили плановые показатели по расходам.
Единой структурной формы баланса доходов и расходов нет. Организации в праве самостоятельно выбирать структуру финансового плана (баланса доходов и расходов).
По мнению Т.Н.Лаптик, В.М.Марочконой, Л.Г.Колпиной, Э.А.Афитова и других специалистов в области финансового менеджмента и планирования, структура баланса доходов и расходов включает три раздела:
1. доходы и поступления средств;
2. расходы и отчисления;
. взаимоотношения с бюджетом.
По мнению В.Е.Хруцкого, Т.В,Сизовой, В.В.Гамаюкова, А.П.Шевлюкова, И.Т.Балабанова структура финансового плана состоит из двух разделов:
1. доходы и поступления средств;
2. расходы и отчисления средств;
Примерная форма баланса доходов и расходов рассмотрена в приложении В.