Для решения социально-экономических вопросов органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения, а также участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных.
При этом надо иметь в виду, что на современном этапе развития рыночной экономики роль государственных и муниципальных предприятий как субъектов гражданского и хозяйственного оборота резко идет на убыль. В ряде случаев экономическая деятельность муниципальных предприятий не является достаточно эффективной. Все чаще их место занимают хозяйственные общества и товарищества.
В связи с этим возникает необходимость преобразования государственных и муниципальных предприятий и учреждений, способных функционировать в рыночной среде, в частные коммерческие организации. Суть такого преобразования состоит в освобождении государства и муниципальных образований от обязанности финансового обеспечения таких организаций по смете доходов и расходов и от ответственности по их обязательствам.
Но это вовсе не означает полного исчезновения государственных и муниципальных унитарных предприятий из гражданского оборота. В определенных областях экономики они остаются единственной организационно-правовой формой, которая может обеспечить отдельные функции государства и муниципальных образований.
Федеральные органы власти для сокращения дефицита федерального бюджета стараются увеличить налоговые изъятия, поступающие на верхний уровень бюджетной системы, за счет уменьшения поступлений на нижний уровень. При этом в течение 90-х гг. в компетенцию местных властей передавались различные обязанности, требующие увеличения расходов из местных бюджетов.
Самым ярким примером может служить передача в муниципальную собственность предприятиями объектов социально-культурной сферы и жилого фонда, что резко увеличило соответствующие расходы муниципалитетов. Очень важной проблемой является то, что большинство расходов местных бюджетов являются социально важными и трудно поддаются сокращению, так как обеспечивают реализацию конституционных прав граждан (например, права на образование).
Таким образом, уже не первый год существует настоятельная необходимость упорядочивания местных бюджетов, устранения несоответствия расходов по осуществлению многочисленных функций местного самоуправления и доходов, которые зачисляются в местные бюджеты.
Концентрация финансов на федеральном уровне стала причиной распространения системного кризиса и катаклизмов в ЖКХ, здравоохранении, общественном транспорте уже по всей стране и в массовых масштабах, ибо с городов-доноров забраны огромные средства. Кстати, в соответствии с законами РФ они должны компенсироваться. Но этого не происходит.
При том реальные потребности как жителей городов, так и хозяйствующих субъектов остались на плечах муниципалитетов.
Политика Москвы понятна: она видит неспособность субъектов выполнять государственные функции. Однако еще никогда не заканчивались успехом попытки концентрации власти и ресурсов в федеральном центре с одновременным решением имеющихся проблем на местах. Это разнонаправленное движение средств.
Сегодня Пермь остается один на один со своими проблемами. Надеяться только на свои силы, опыт и понимание сложившейся обстановки горожанами.
Бюджет города это не бюджет семьи и даже не бюджет отдельной организации. Бюджет этого года был напряженнее прошлогоднего. Доходы, определенные областными властями, остались примерно на уровне прошлого года несмотря на инфляцию, повышение коммунальных платежей и тарифов на электроэнергию.
Перейти на страницу:
1 2 3 4