ОАО "МЛЗ" не может связывать свои перспективы развития с предприятием, для нужд которого оно создавалось изначально - АМО "ЗИЛ", данное предприятие уже на протяжении длительного периода времени находится в состоянии глубокого кризиса. Заинтересовать в размещении заказов на своем производстве другие автопредприятия очень сложно по причине наличия у них своих дочерних (бывших и существующих) литейных производств.
Поступления заказов от них можно ожидать только в случае невозможности выполнения их на дочерних предприятиях или привлекательной стоимостью изделий. Исходя из того, что мощности отечественных автопроизводителей недозагружены, а по существующей номенклатуре запчастей на этих предприятиях технология производства отрабатывалась в течение ряда лет, приход заказа под существующее автопроизводство возможно, только если цена будет ниже, чем у конкурентов, но при этом, скорее всего себестоимость окажется выше, чем у них.
Отечественные литейные предприятия, так уж сложилось исторически, создавались вокруг отраслевых производителей конечной продукции. Учитывая, что объемы данных предприятий в настоящее время не соответствуют производственным мощностям литейных цехов и заводов (исключение "АвтоВАЗ"), данные предприятия вынуждены искать заказы в различных отраслях и сферах промышленности. Не исключение и "МЛЗ", как видно из анализа на сегодняшний день у предприятия практически нет конкурентных преимуществ и сегодня их можно получить, только приобретая новые технологии. Т.к. конкуренция на рынке литья очень плотная выходить на тот или иной рынок (нишу) необходимо, предлагая современные технологии, конкурентные цены и качественную продукцию. Приоритетным направлением для "МЛЗ" является западный рынок с его стабильностью и более высокими ценами, кроме того, работа с западными компаниями поможет создать предприятию имидж стабильно развивающегося и надежного партнера. Главными ориентирами для нас должны стать ориентация в работе на покупателя (заказчика), а относительно качества и технологии западные автомобильные стандарты, обеспечение условий которых позволит значительно расширить количество заказчиков и позволит работать практически для любых отраслей промышленности.
Основной продукт "МЛЗ" - это услуга по изготовлению качественных отливок (изделий) с технической возможностью их изготовления. Для того чтобы обеспечить себе конкурентные преимущества на данном рынке "МЛЗ" должно:
ориентировать свою деятельность на потребителя;
стать высокотехнологичным производством, позволяющим изготавливать отливки и изделия любой сложности;
обеспечить конкурентоспособные цены, как на подготовку производства, так и на отливки (изделия);
повысить гибкость и оперативность в работе с потребителями.
Можно рассматривать два варианта расширения ассортимента продукции:
в рамках той технологии, которая есть;
расширение за счет современных технологий для производства более сложного и качественного литья.
Относительно расширения в рамках существующей технологии:
по чугуну - практически невозможно, полная загрузка производственных мощностей, значительный износ оборудования не позволяют увеличить объемы производства.
по цветному литью - оборудование, позволяющее изготавливать отливки средней и высокой сложности, загружено, оборудование под простое литье не загружено в связи с низкой конкурентоспособностью цен ОАО "МЛЗ". Простое литье, где не требуется точность и качество поверхности, сегодня изготавливают не в специализированных цехах, практически не соблюдая технологию и из сырья низкого качества, поэтому конкурировать по себестоимости с данным рынком мы не сможем. Производить продукцию подобным способом нам нецелесообразно для того, чтобы сохранить имидж производства с высоким качеством литья.
На сегодняшний день есть перспектива расширения номенклатуры за счет существующих производителей (таблица 13).
Расширение за счет современных технологий для производства более сложного и качественного литья.
Основная задача при проработке и выходе на новые рынки должна стать ориентация на потребителя:
- изготавливать изделия любой сложности, в том числе и механически обработанные;
- оперативно реагировать и отвечать на запросы;
- обеспечить оптимальные для заказчика сроки подготовки производства;
- предоставить качественные услуги по конкурентоспособной цене.
Таблица 13 - Перспективные направления расширения ассортимента продукции ОАО "Мценский литейный завод)
Наименование заказчика |
№, шифр изделия |
Материал |
Объем, шт. /год |
Вес, кг |
Объем, тн. /год |
Объем, тыс. $/год |
ОАО "Трансмаш", г. Белев |
Белев 483-008 Корпус |
СЧ25 |
140 000 |
9,75 |
1365 |
844 |
|
Белев 270-7661 Крышка |
СЧ25 |
140 000 |
4,60 |
644 |
462 |
|
Белев 270.548 |
СЧ25 |
40 000 |
10,5 |
420 |
327 |
ООО"СТАБ" (Вектор Ком) |
Крышки стартеров 3202 3708410 СТ142К 3708400 425 3708401 1 |
ВЧ-45 ВЧ-45 АК12 |
10 000 48 000 24 000 |
7,3 4,8 0,56 |
73 230 13 |
76 208 45 |
ООО "Автотехкомплект", г. Павлово |
3302 3401047 Картер рулевого мех. (для КАМАЗа) |
АК9Ч |
120 000 |
1,00 |
120 |
829 |