б) к правоотношениям с участием публично-правовых образований в силу п.2 ст.124 ГК РФ применяются нормы Гражданского кодекса РФ, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов;
в) к правоотношениям, возникающим в связи с выдачей государственных (муниципальных) гарантий, применяются нормы ст. ст.115 - 117 ГК РФ, устанавливающие особенности правового регулирования указанных правоотношений и обусловленные спецификой их субъектного состава, общие положения Гражданского кодекса РФ о способах обеспечения исполнения обязательств (ст.329 ГК РФ), а также, в силу сходства данных правоотношений с отношениями, урегулированными нормами § 5 гл.23 ГК РФ, - нормы Гражданского кодекса РФ о договоре поручительства (п.1 ст.6 ГК РФ);
г) права публично-правового образования, исполнившего на основании предоставленной гарантии в пользу кредитора денежное обязательство должника, определяются в соответствии с положениями ст.365 ГК РФ.
В соответствии с положениями ст.97 и 98 БК РФ обязательства по государственной гарантии признаются государственным долгом, а в соответствии со ст.89 являются государственными заимствованиями. Реально государственная гарантия становится государственным долгом только при ее регистрации в Государственной долговой книге РФ, при этом расходы федерального бюджета возникают при наступлении гарантийного случая.
Таким образом, в договоре займа Российская Федерация может выступать как в качестве заемщика, так и займодавца. Однако в качестве последнего РФ выступает только при предоставлении внешних займов. Внутри страны займы предоставляются Центральным банком РФ, который хотя и является государственной организацией, однако имеет особый статус и выступает в гражданском обороте от собственного имени.
Это связано с тем, что Российская Федерация относится к особой категории участников гражданских правоотношений - публично-правовым образованиям (к последним также относятся субъекты Российской Федерации и муниципальные образования). Участие публично-правовых образований (в первую очередь Российской Федерации) в гражданских правоотношениях является необходимостью для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных задач, связанных с имущественными отношениями.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5