Научное определение правовых понятий, к числу которых, относится и понятие правового принципа, необходимо для правильного применения норм действующего права. Вот почему исследование понятия и содержания принципов государственного кредита не может рассматриваться только как теоретическое явление, далекое от повседневной деятельности государства.
Принцип (от латинского "principium" -
основа, начало, первоначало) означает главную идею, ключевую мысль, руководящее положение, которые должны быть применены, использованы или соблюдены в определенной сфере человеческой деятельности.
Принципы всегда представляют собой первичные нормы права, включающие более частные нормы, в которых конкретизируется содержание принципов и которые подчинены этим принципам. Принципы объективны по своему содержанию, так как они определяются социально - определенными реалиями жизни общества. Принципы носят императивный, властно - повелительный характер, содержат обязательные предписания, выполнение которых обеспечивается всем арсеналом правовых средств.
Понятие "принципы государственного кредита", на наш взгляд, включает в себя те идеи, требования либо положения, которые объясняют его суть, а также те, которые описывают все пункты норм, содержащиеся в бюджетном законодательстве. Заметим, что каждая часть права владеет совокупностью общих и собственных принципов, при этом к общим относятся принципы подходящие всем отраслям права, а к собственным - подходящие только конкретно отрасли. Таким образом, принципы можно считать основанием для создания той или иной отрасли права.
Необходимо отметить, что в современной научной литературе неоднократно предпринимались попытки не только обозначить и раскрыть сущность принципов кредитования, но и выделить их целевые группы: общие и специальные, основные и дополнительные.
Как правило, безапелляционно называют следующие принципы - добровольности, возмездности, целевой направленности государственных кредитных средств, обеспеченности, срочности и возвратности.
Принцип добровольности государственного кредита имеет конституционную природу, поскольку в силу ч.4 ст.75 Конституции РФ государственные займы размещаются на добровольной основе. Добровольность в отношениях государственного кредита проявляется в двух аспектах.
Во-первых, добровольность частного субъекта относительно принятия решения о вступлении или нет в кредитные отношения с государством, т.е. потенциальный контрагент публичной власти вправе предоставлять государству свои временно свободные денежные средства или расходовать их по другим направлениям.
Во-вторых, добровольность в отношениях государственного кредита проявляется в конституционном запрете на принуждение субъектов к заключению договора займа по временному использованию свободных денежных средств государства. Так, Бюджетным кодексом РФ установлено, что инициатива вступления в межбюджетные кредитные правоотношения может исходить только от субъектов Федерации в лице их исполнительных органов (п.3 ст.104; п.1 ст.137 БК РФ).
Принцип добровольности проявляется и в процессе управления государственным долгом. Например, в Постановлении Правительства РФ от 20 июля 1998 г. "О мерах по стабилизации ситуации на рынках государственных долговых обязательств Российской Федерации" поручено Министерству финансов совместно с Центральным банком осуществить на основе принципа добровольности все необходимые мероприятия по досрочному погашению государственных бескупонных облигаций.
Гарантией добровольности кредитных отношений с участием государства служит принцип возмездности, означающий уплату вознаграждения за пользование ссудным капиталом.