Такой подход законодателя к изменению теории государственного кредита ничем не аргументирован, хотя и "ломает" давно установленную и признанную мировой экономической и финансово-правовой науками парадигму по данному вопросу.
В финансово-правовой науке на сегодняшний день не сложилось однозначного определения понятия "государственное кредитование", а также не отмечены его основные особенности, выявление которых, на наш взгляд, позволит рассматривать государственное кредитование как самостоятельный институт госкредита.
А.Г. Куликов под государственным кредитованием понимает отношения, в которых государство выступает кредитором юридических и физических лиц. Вместе с тем, не предоставляется возможным согласиться с подобной точкой зрения. Здесь необходимо отметить, что в отношениях по государственному кредитованию в качестве заемщика могут выступать не только юридические и физические лица, но и иностранные государства, их юридические лица и международные организации (иные субъекты международного права), а также бюджеты различных уровней бюджетной системы.
Проф.Н.М. Артемов придерживается точки зрения, согласно которой под кредитованием понимаются "отношения по выдаче займов государством".
Ю.А. Крохина, Е.Ю. Грачева, отдельно не рассматривая категорию государственное кредитование, в рамках госкредита понимают под ним "общественные отношения, возникающие по поводу. размещения государством денежных средств", а также "общественные отношения, складывающиеся в процессе предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государствам и иным субъектам международного права".
государственный кредит долг российский
Также, в научной литературе понятием "государственный кредит" обозначаются урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения. При этом справедливым на современном этапе развития рыночных отношений представляется рассмотрение государственного кредита не только с позиций направления полученных средств на покрытие бюджетного дефицита, а также регулирования денежного обращения, но и с позиций направления средств на целевые инвестиционные проекты.
Как было отмечено в ходе исследования, институт права представляет собой взаимосвязанные и взаимно обусловленные группы правовых норм, регулирующие однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права. Основой правового института, прежде всего, является существование круга однородных отношений, которые регулируются нормами этого института права.
Для государственного кредитования, на наш взгляд, такой группой отношений выступают - кредитные отношения, ведущие к образованию активного долга перед Российской Федерацией. В отношениях по государственному кредитованию, в отличие от отношений по государственному долгу, государство уже не привлекает, а выдает кредиты и, соответственно, не обслуживает и погашает государственный долг, а получает возврат основного долга и причитающиеся проценты в случае предоставления кредита на возмездной основе.
Из этой финансово-правовой особенности государственного кредитования вытекает иной важный признак исследуемого института - особый субъектный состав. Его финансово-правовая суть заключается в том, что государство в отношениях по государственному кредитованию всегда выступает в качестве кредитора.
Еще одним критерием выделения государственного кредитования в отдельный институт служит используемый при этом метод финансовой деятельности государства. Так, в отличие от государственного долга, где государство использует метод аккумуляции свободных денежных средств в бюджет, в отношениях по государственному кредитованию государство распределяет (предоставляет) имеющиеся денежные средства путем финансирования отдельных направлений государственной деятельности.
Таким образом, отмеченные финансово-правовые особенности в предметном, методологическом, субъектном, то есть в тех аспектах, которые и являются критериями разграничения, как отраслей права, так и их составных частей - правовых институтов, позволяют говорить о том, что "государственное кредитование" можно рассматривать как отдельный правовой институт государственного кредита.
Перейти на страницу:
1 2 3 4