Методика расчета влияния факторов на прибыль от обычной деятельности включает следующие шаги:
Расчет влияния фактора "Выручка от продажи".
Расчет влияния этого фактора нужно разложить на две части. Так как выручка организации - это произведение количества и цены реализуемой продукции, то сначала необходимо рассчитать влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавалась продукция , а затем рассчитать влияние на прибыль количества продукции. При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Предположим цены на продукцию на предприятии в отчетном периоде по сравнению с базисным возросли на 19%. Тогда можно рассчитать индекс цены по формуле:
Jц=(100+I):100, (2.2)
где I - уровень инфляции.
Jц=(100+19):100=1,19
Следовательно, выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна:
В’=В1:Jц, (2.3)
где В1 - выручка от продажи продукции в отчетном периоде.
Для данного предприятия выручка в сопоставимых ценах составит:
В’=6318:1,19=5309,24 тыс. руб.
Изменение выручки под влиянием цены определим по следующей формуле:
∆Вц=В1-В1:Jц, (2.4)
где ∆Вц - показатель, характеризующий изменение выручки от продажи под влиянием цены.
∆Вц=6318-6318:1,19= +1008,76 тыс. руб.
Следовательно, выручка от продажи продукции в отчетном году по сравнению с прошедшим периодом увеличилась за счет роста цены на 1008,76 тыс. руб.
Влияние количества продукции (услуг) на выручку определим по следующей формуле:
∆Вкол-во пр = В’ - В0,
где ∆Вкол-во пр - показатель, характеризующий изменение выручки от количества проданной продукции (оказанных услуг);
В0 - выручка от продажи продукции в прошедшем году.
∆Вкол-во пр=5309,24-4218= +1091,24 тыс. руб.
Общий прирост выручки рассчитаем по формуле:
∆В = ∆Вц+∆Вкол-во пр, (2.6)
∆В=1008,76 +1091,24 = 2100,00 тыс. руб.
Таким образом, увеличение количества продукции привело к увеличению выручки в отчетном периоде на 1091,24 тыс. руб., а общий прирост выручки на 2100,00 тыс. руб. получился за счет увеличения обоих показателей.
Расчет влияния фактора "Цена"
Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи необходимо сделать следующий расчет:
∆Пп(ц)=(∆Вц * Rp0):100, (2.7)
где Rp0 - рентабельность продаж в базисном периоде.
Для расчета рентабельности продаж воспользуемся следующей формулой:
Rp0=Пр0:В0 * 100, (2.8)
где Пр0 - прибыль (убыток) от продаж в базисном периоде,
В0 - выручка от продажи товаров (работ, услуг) в базисном периоде.
Rp0=109:4218 * 100= 2,58%
∆Пп(ц)=(+ 1008,76 * 2,58):100= +26,03 тыс. руб.
Таким образом, прирост цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с прошедшим периодом в среднем на 19% привел к увеличению суммы прибыли от продаж на 26 тыс. руб.
Расчет влияния фактора "Количество проданной продукции (оказанных услуг)"
Влияние на сумму прибыли от продажи (ПП) изменения количества проданной продукции (оказанных услуг) можно рассчитать следующим образом:
∆Пп(к)=[(В1 - В0) - ∆Вц]*Rp0 = (∆Вкол-во услуг*Rp0):100,
где ∆Пп(к) - изменение прибыли от продажи под влиянием фактора "количества проданной продукции (оказанных услуг).
Для анализируемой организации:
∆Пп(к)=[((6318-4218)- 1008,76 )* 2,58]:100= +2815 тыс. руб.
Таким образом, влияние получилось положительным, то есть в результате увеличения в отчетном периоде объема полученной выручки в сопоставимых ценах сумма прибыли от продажи увеличилась на 28 тыс. руб., потому что на выручку помимо цены влияет и количество реализуемой продукции (оказанных услуг).
Расчет влияния фактора "Себестоимость проданной продукции (услуг)" осуществляется следующим образом:
∆Пп(с)=(В1*(УС1-УС0)):100,
где ∆Пп(с) - изменение прибыли под влиянием себестоимости,
УС1 - уровень себестоимости в отчетном периоде,
УС0 - уровень себестоимости в базисном периоде.
∆Пп(с)=(6318*(-1,23)):100= -78 тыс. руб.
Перейти на страницу:
1 2 3