Уровень бюджетного дефицита определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВВП. [10, с.199]
Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет даёт полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей. [16 c.18]
По данным таблицы А.1 приложения А [приложение А, таблица А.1].мы видим, что бюджетный дефицит в нашей стране наблюдается только с 2009 года, что явилось следствием мирового экономического кризиса.
На территориальном уровне наблюдается неэффективность работы бюджетных программ, так как основной упор делается на федеральный бюджет, который в большей степени влияет на экономическую стабильность в стране в целом. Это несовершенство государственного управления может привести к нестабильности бюджетной системы в стране.
Для анализа дефицита бюджета РФ рассмотрим показатели за 2009, 2010 год и показатель за январь 2011 года по данным Росстата. [приложение А, таблица А.2].
Из приложенных данных мы видим, что, год за годом, дефицит федерального бюджета уменьшается. И, если в 2009 он составлял 5,9 процентов от объема ВВП, в 2010 - 3 процента от объема ВВП (при изначально запланированных 5 процентов), в 2011 году он будет также меньше запланированных 3,6 процентов ВВП. Тем не менее, бюджет все равно останется дефицитным и будет составлять порядка 3 процентов от ВВП. [17],[19]
По данным Счетной палаты РФ Федеральный бюджет в 2009 году, исполнен с дефицитом 2 322 310,5 млн. рублей, что на 809 086,1 млн. рублей, или на 25,8 %, меньше показателя, утвержденного Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ (с изменениями) в сумме 3 131 396,6 млн. рублей. Первичный дефицит федерального бюджета (превышение расходов над доходами без учета расходов по обслуживанию государственного долга) составил 2 146 155,3 млн. рублей, или 5,5 % ВВП.
Исполнение федерального бюджета по источникам финансирования дефицита федерального бюджета в 2009 году составило 2 322 310,5 млн. рублей. При этом источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета составили 2 450 914,5 млн. рублей. источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета составили минус 128 604,0 млн. рублей.
По данным Счетной палаты РФ Федеральный бюджет в 2009 году, исполнен с дефицитом 1811,8 млрд. рублей, что на 616,8 млрд. рублей, или на 25,4%, меньше показателя, утвержденного Федеральным законом . № № 308-ФЗ (с изменениями) в сумме 2428,6 млрд. рублей. Первичный дефицит федерального бюджета (превышение расходов над доходами без учета расходов по обслуживанию государственного долга) составил 1600,382
млрд. рублей.[23]
Для стабилизации финансовой системы страны в условиях экономического кризиса был создан стабилизационный фонд РФ, который в 2008 году разделился на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. На настоящее время Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. Он формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины; и доходов от управления его средствами. Фонд национального благосостояния же представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Он формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает или превышает его нормативную величину; и доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния. [16 c.21]
Дефицит федерального бюджета на 2010 год был покрыт на 73,9 процентов за счет использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. и на 26,1 процент за счет иных источников. [15]
Дефицит 2011 года существенно отличается от предыдущих лет тем, что он не закрывается поступлениями из Резервного фонда. Придется компенсировать его на 36,9 процентов за счет использования средств Фонда национального благосостояния и на 63,1 процента за счет поступлений от приватизации федеральной собственности и государственных заимствований на внешнем и внутреннем рынках. В большей степени на внутреннем.[11] Предусматривается привлечь внутренние заимствования в виде государственных ценных бумаг в сумме 1 709,9 млрд. рублей, что превысит объем заимствований в 2009 году на 1 194,0 млрд. рублей, или в 3,3 раза. [23] Отсюда возникают серьезные риски. Самые большие из них связаны с зависимостью цен на сырье. Это отмечает в своем заключении и Счетная палата. Если бы ВВП в России рос так, как он рос до кризиса, то от дефицита можно было бы избавиться достаточно быстро. Также с этим утверждением согласны аналитики Всемирного банка. «Хотя в целом этот прогноз (цен на нефть марки Urals), соответствует рыночным ожиданиям… включение таких цен в бюджет делает Россию уязвимой перед внезапным падением цен на нефть». [23]