В процессе принятия и исполнения бюджета большое значение приобретают сбалансированность доходов и расходов. Если доходы превышают расходы, то возникает профицит. Но чаще всего происходит превышение расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета). В таком случае возникает дефицит.[6, c.206] Бюджетный дефицит выступает как сложная финансово-экономическая категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства. Категория «бюджетного дефицита» является результатом и критерием эффективности взаимодействия государства с производственной и социальной сферами, банковской системой, финансовым рынком, внешним рынком.[5, c.229]
На различных этапах развития общества взгляды экономистов на бюджетный дефицит и бюджетное равновесие менялись, причем кардинально. До 1930х годов финансовая наука считала основным принципом бюджета его бездифицитность, ежегодное равновесие доходов и расходов (принцип «здоровых финансов»). Например, Ф.Нитти отмечал, что из-за роста государственных расходов увеличиваются дефицит бюджета и государственный долг. Поэтому он считал, что «какой бы это жертвы не стоило, но государственный бюджет в своей совокупности никогда не должен завершаться дефицитом». Однако на практике достичь бюджетного равновесия чрезвычайно сложно. Теория не дает готовых рецептов «здоровых финансов», поэтому до сих пор проблема установления правильного соотношения между доходами и расходами бюджетов всех уровней, покрытия их дефицита является предметом научно-практических дискуссий, как в России, так и во всем мире.[9, c.113]
Наличие бюджетных дефицитов может вызываться широким комплексом причин финансового, экономического, политического характера: кризисными явлениями в экономике и финансах реального сектора; неустойчивостью денежно-кредитной системы; колебаниями на финансовом рынке; нестабильностью цен мирового рынка; неэффективностью курса реформ и политики правительства; чрезвычайными обстоятельствами и необходимостью увеличения оборонных расходов; финансовой зависимостью от иностранных государств и необходимостью высоких затрат на обслуживание и погашение внешнего государственного долга. [5, c. 229]
Существуют противоречивые взгляды на проблему роли дефицита в развитии или торможении экономического состояния в стране: сторонники концепции систематического (хронического) дефицита видят в нем положительные черты:
бюджетный дефицит не является деструктивным фактором. Для состояния национальной экономики он не представляет опасности, так как все расходы, в том числе превышающие доходы, осуществляются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния страны. Исключение составляет только отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, поскольку это означает не что иное, как утечку средств за границу;
дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения (получателей бюджетных средств), что приводит к увеличению покупательной способности, способствует росту производительности труда и, в конечном счете, расширению национального производства. Это, в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений в бюджет.[10, c.198]
Экономисты, разделяющие противоположную точку зрения (это сторонники неоклассического направления в экономической теории), видят в дефиците целый ряд опасностей:
сегодняшние дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем;
для покрытия дефицита будут привлекаться другие, экстраординарные доходы: эмиссия денег и займов, кредиты и т.д. Это приведет к расстройству денежно-кредитной системы, инфляции и девальвации национальной валюты, росту внутреннего и внешнего долга государства. В конечном итоге долги будут погашаться за счет введения новых и повышения ставок существующих налогов, а это означает, что долговое бремя перекладывается на будущие поколения. [5, c. 237]
Выход правительства на денежный рынок путем размещения государственных ценных бумаг (ГЦБ) с целью привлечения финансовых ресурсов для покрытия дефицита подтолкнет процентные ставки вверх. Это связано с тем, что в рыночных условиях, когда существуют частные инвесторы и заемщики свободных денежных средств у населения и предприятий, вторжение государства на финансовый рынок ведет к росту конкуренции, повышению спроса на деньги, и, следовательно, повышаются ставки процента.
Более высокие процентные ставки по ГЦБ, по сравнению с частными, вызывают эффект вытеснения частных инвестиций. А потому, чем выше дефицит бюджета и государственный долг, тем медленнее будут идти социально-экономические преобразования и в целом развитие общества. Растущие государственные расходы, вызывающие рост бюджетного дефицита, ведут к расширению государственного сектора экономики за счет вытеснения частного, увеличивается вмешательство правительства в воспроизводственный процесс. Следует отметить, что для большинства развитых стран типично формирование бюджета с дефицитом.[9, c.114]
Перейти на страницу:
1 2 3