Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п.1 ст.1 НК РФ). При этом наряду с федеральными налогами Налоговым кодексом могут устанавливаться также региональные и местные налоги. Совокупность налогов и сборов, установленных НК РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами, следует считать общим режимом налогообложения.
В то же время, наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, существуют особые, отличающиеся от общей системы налогообложения налоговые режимы, применение которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» определялись виды налогов (сборов), но понятия «специальный налоговый режим» этот Закон не содержал. Статьей 18 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 09.07.1999 N 154-ФЗ) специальные налоговые режимы определялись как система мер налогового регулирования, применяемая в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом. Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" в ст.18 Кодекса были внесены изменения, касающиеся в том числе и рассматриваемых режимов
На данный период времени, в соответствии со ст.18 НК РФ:
«Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени…».
Специальный налоговый режим применяется только в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. При этом должны быть определены предусмотренные п.1 ст.17 НК РФ следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Иные особые правила применения специального режима налогообложения могут содержаться в каких-либо иных федеральных законах.
Таким образом, специальный налоговый режим налогообложения устанавливается налоговым законодательством, но в то же время регулируется и неналоговым законодательством, например законодательством о свободных экономических зонах, об инвестиционной деятельности при разделе продукции, и другими отраслями законодательства.
К специальным налоговым режимам относятся:
упрощенная система налогообложения;
система налогообложения в свободных экономических зонах;
система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях;
система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции;
система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
На современном этапе малый бизнес рассматривается как резерв, способствующий развитию экономики страны в целом. В целях оказания содействия подъему малого и среднего предпринимательства как в субъектах Российской Федерации, так и России в целом на новый качественный уровень за счет снижения налогового бремени и упрощения ведения налогового учета вместо раннее действовавшей упрощенной системы налогообложения, применявшейся в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее - Закон N 222-ФЗ), с 1 января 2003 г. введены в действие два новых специальных режима.
. Упрощенная система налогообложения, положения по применению которой установлены гл.26.2 НК РФ. Применяется организациями и индивидуальными предпринимателями с 1 января 2003 г.
. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, установленная гл.26.3 НК РФ. Вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Итак, с 1 января 2003 г. вступила в действие гл.26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, которая предусматривает замену ряда налогов и сборов единым налогом. Однако необходимо обратить внимание на следующее. Ранее действовавшая упрощенная система налогообложения могла применяться субъектами малого предпринимательства, к которым относились не только индивидуальные предприниматели, но и юридические лица, отвечающие требованиям, установленным в Федеральном законе от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
Новая упрощенная система налогообложения, предусмотренная гл.26.2 НК РФ, может быть применена в том числе и организациями, которые не относятся к субъектам малого бизнеса (в то время как ст.18 НК РФ предусматривается установление такой системы именно для субъектов малого предпринимательства), но отвечают требованиям, установленным в п.2 ст.346.12 НК РФ, то есть если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в установленном порядке, не превысил 11 млн. руб. (без учета НДС и налога с продаж), а также если она не относится к организациям, перечисленным в п.3 вышеуказанной статьи настоящего Кодекса.
Перейти на страницу:
1 2 3 4